Андрей Герасимов: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам»

Досье

Андрей Герасимов, 45 лет, живет в Екатеринбурге, по образованию биолог, работает фотографом, увлекается автомобильным, пешим, конным туризмом и строительством на даче.

— Ваша профессия предполагает передвижение на колесах. Когда появились первые?

— Первые колеса в виде Chevrolet NIVA появились в 2004 году, раньше как-то не было особой потребности: на работе была служебная машина и ее хватало, в том числе для личных целей. Выбор пал именно на NIVA из-за плохой дороги на дачу: 50 км асфальта, потом 5 км «убитого» грейдера и еще 10 км по лесной дороге. Была, конечно, полностью асфальтированная дорога, но почти вдвое длиннее. Сейчас, правда, дорогу более-менее сделали, но в плохую погоду и особенно зимой на внедорожнике там ехать намного быстрее и надежнее.

Дорога на дачу
 

— Ваши маршруты?

— Машина используется в городе: вожу детей в школу, по работе езжу на съемки, особенно если световое оборудование нужно везти. Ну и, конечно же, для путешествий, как по окрестностям Екатеринбурга, так и далеко за его пределами. Правда, с появлением в семье второй машины на дальние расстояния стали ездить именно на ней, если не предполагается езда по горам и лесам.

Скалы Семь Братьев в окрестностях Екатеринбурга
 

— Наверняка изъездили весь Урал с Севера на Юг?

— Чтобы уехать на Север дальше 500 км от Екатеринбурга, нужно очень хорошо подготовить машину: там броды через реки, таежные дороги с колеей от «УРАЛов», горы с курумниками, такими каменными осыпями, которые лежат в виде плаща на склонах гор с уклоном до 30–45 градусов. Но и посмотреть есть что: небезызвестный Перевал Дятлова, Плато Маньпупунёр. Но так далеко мне пока не удалось забраться.

Аракульский Шихан, Челябинская область
 

— Вот и наш эко-пробег на Chevrolet NIVA в 2012 г. изначально планировался на Плато Маньпупунёр, но решили не рисковать. В результате добрались до Национального парка «Югыд ва», где установили солнечную батарею для местной метеостанции. А про Перевал Дятлова говорят, что там есть гора Отортен, название которой в переводе с манси означает «не ходи туда». Получается, вы следуете заветам предков?

— Пока получается, что так. Причем, мои друзья туда ездили три лета подряд: первый раз не доехали, второй — покорили перевал Дятлова, а в третий — Плато Маньпупунёр. И меня звали за компанию, чтобы пофотографировать, но, к сожалению, по времени не получалось.

— Какая вершина в Свердловской области самая высокая?

— Самая высокая — Конжаковский Камень, высотой 1569 м, примерно в 450 км от Екатеринбурга, названная по имени охотника-вогула Конжакова, юрта которого когда-то стояла у основания горы. На Северном Урале я доезжал до Конжака и еще через границу Европы-Азии и Главный Уральский Хребет (на самом деле он не главный, просто так называется) до реки Жигалан с ее замечательными водопадами.

На вершине Конжака
 

Раньше бывал на горе Денежкин Камень, где сейчас заповедник. На Южном Урале мы клубом ездили встречать 2013 год в Национальный парк на озеро Зюраткуль.

Озеро Зюраткуль
 

Еще бывал у клубных друзей в Миассе, Магнитогорске, Оренбурге. Не раз ездил в Северный Казахстан — там теща живет :)

В окрестностях Оренбурга
 

— А в Кунгурской ледяной пещере были?

— Да, несколько лет назад мы ездили туда вместе с Пермским клубом. Сходили в пещеру на экскурсию, а потом, как водится, в лесу над пещерой шашлыки жарили. Вся гора там в карстовых воронках — есть вероятность провалиться в эту самую пещеру :)

Кунгурская пещера
 

 

— Какой пейзаж интереснее снимать? Равнины, горы, море, и в какое время суток?

— Интереснее всего горы, наверное, поэтому именно там я и бываю чаще всего. Копет-Даг, Памир, Алтай (в Республике Алтай, Туве и Рудный Алтай в Казахстане), Саяны, ну, и Уральские, конечно же. 

Каракольские озера, Алтай
 

— Мы просто идем с вами след в след, потому что в 2013 г. у нас был пробег в Хакасию и Туву в «Убсунурский заповедник», которому мы подарили сертификат на 300 тыс. руб для мониторинга и охраны снежных барсов. Кстати, его директор по тем местам передвигается исключительно на Chevrolet NIVA, которых у него было уже четыре. Чем впечатлили вас эти места? Видели ли снежных барсов?

— О, так я же был в Убсунурской Котловине, когда этот заповедник только образовался! Еще в далеком 1997 году с товарищами ездили в небольшую энтомологичсескую экспедицию. Были и в Уларе (на лошадях поднимались), и на озере Убсу-Нур ночевали, и под Монгун-Тайой стояли лагерем. Приняли нас там очень хорошо, везде повозили и денег не взяли :) Места там отличные, но барсов, к сожалению, не видели.

— Обитатели фауны попадают в объектив?

— Очень редко. На них нужно охотиться, а мне, видимо, лень... Лосей, лис, косуль, зайцев видел не раз, но снять ни разу не удавалось.

— Зато кто-то вас снял с косулей. Где это вы с ней повстречались?

— Это не косуля, а молодой ручной марал. На Южном Алтае, в Казахстане, на границе с Китаем тоже была небольшая экспедиция на хребет Тарбагатай. В этих местах в свое время бывал Пржевальский.

— На чем передвигаетесь в труднодоступных районах?

— Пешком. А если тяжело, верхом на лошадях, если они есть. На Алтае и в Туве мы в своих небольших экспедициях договаривались с местными жителями, и на их лошадях поднимались в горы, потому что пешком, да еще с грузом идти очень тяжело.

А последние три года я езжу в конный поход на Алтай на одну и ту же базу: нравится мне и природа, и хорошая организация туров, и, главное, все очень душевно происходит. Правда, первый раз мы ездили на машине, а два последних — на поезде, так проще.

На Алтае
 

— Какие места в России самые красивые с точки зрения фотографа?

— Да везде красиво, нужно только правильно подобрать время года и погоду. Но, пожалуй, горы и водоемы наиболее универсальны и хороши всегда. Ну, и желательно, чтобы не было никаких следов деятельности человека, особенно разрушительной — мусора, наскальных надписей и т.п.

Алтай
 

 

— А как вы в США оказались?

— Да в общем-то случайно. Это было еще в 1994 г., когда мы сидели в офисе вместе с организацией «УралЭкоФонд», и туда позвонили из американского консульства, спросили, чем фонд занимается. И мы рассказали, как в студенчестве работали в стройотрядах в будущем Национальном парке «Оленьи Ручьи», и как в 1992 г. принимали группу волонтеров из США. Их это, видимо, впечатлило, и нас как представителей некоммерческой организации пригласили на 3 недели по программе обмена. Потом в 1996 г. я ездил уже просто в гости к девушке из той самой группы волонтеров.

 

На берегу озера Мичиган, Чикаго
 

— Ваши впечатления от американских машин и дорог?

— Удивило большое количество старых машин, стоящих на улице и часто продающихся ну, о-очень дешево. И еще как-то мы ехали по хайвею, и я заметил, что все ряды заняты и едут медленно, а наш ряд свободен и движется быстро. Оказалось, этот ряд для тех машин, где помимо водителя есть хотя бы один пассажир! Ну, типа наших выделенных полос для общественного транспорта.

Еще я там ходил в поход по Superior Hiking Travel вдоль Великих Озер по тропе, уходящей аж в Канаду, причем, получилось так, что пошел я один. А девушка повредила ногу и не смогла пойти, но привезла меня в начальную точку похода, чтобы через 3 дня забрать с конечной. И я ей говорю: «Зачем тебе ехать, я выйду на дорогу, поймаю машину и доеду автостопом». На что она мне ответила, что в их штате Миннесота подобное запрещено, и если я буду на трассе ловить машину, меня могут забрать в полицию! 

— Возвращаемся в Россию. Вы активный участник слетов «шнивоводовов»?

— Я на форуме с 2004 г., но в то время у нас в Екатеринбурге было зарегистрировано всего 4 человека, которые не склонны были к выездам или каким-то встречам. А в Москве форумчан было намного больше, и они активно встречались, поэтому в 2005 году я и поехал к ним — летом была встреча на Оке. Потом в 2007 г. был первый Всероссийский слет под Нижним Новгородом. Возник он из-за спора форумчан московской и казанской «диаспор», кто к кому поедет в гости. В итоге решили встретиться ровно посередине между Москвой и Казанью — под Нижним Новгородом.

Потом я ездил на 2-й слет в 2008 в Казань, в 2010 — в Самару, в 2011 слет был на Урале и в 2012 — снова в Нижнем Новгороде. Последние три слета, к огромному сожалению, я пропустил, т.к. они были от меня далеко (2000 и больше км) и в неудобное время. Но в следующем году слет снова будет в Казани — это всего 1000 км, и время очень удобное, так что очень надеюсь увидеть своих друзей.

Уральский слет около природного парка «Оленьи Ручьи», 2008 год
 

— Вы ведь не только фотографируете, но и реализуете свои строительные способности?

— Да, есть у меня такое хобби. Как говорится, хочешь сделать хорошо, сделай сам. Вот на даче дом полностью построил в одиночку: и сруб сам рубил, и печку клал, друзья иногда помогали на самых сложных работах.

А в прошлом году беседку построил с барбекю. Теперь в планах баню новую построить, а то старая какой-то маленькой кажется. Кстати, кирпичи для барбекю и камень-плитняк для пола возил в ШНиве — сидения складывал и грузил по 100–120 кирпичей за раз. А за плитняком ездил в лес — там у нас недалеко заброшенная каменоломня, и дорога туда как раз для Нивы.

— И напоследок ваша автомобильная история.

— Однажды с товарищем поехали зимой ко мне на дачу — в баню сходить. Снега было много, дорога в деревне почищена, но кое-где переметы. И вот один перемет я проехать не смог, но увидел, что есть колея по футбольному полю. Товарищ сходил на разведку, вроде все о’кей, я и поехал. Когда до дороги на другом краю поля оставалось уже метров 10–15, вдруг — удар, и машина встала как вкопанная! Я вышел посмотреть, в чем дело — оказалось, по краю поля деревенские выложили валуны, чтобы никто не ездил: часть камней торчала из снега, а другая была полностью занесена. Вот на один из них я и «сел» порогом. Пытались вагой поднять — не получается, домкрат даже не достает: камень большой, если машиной дергать, можно что-нибудь повредить. В общем, часа два провозились — ничего не получается. К счастью мимо шла команда мужиков-хоккеистов! Откуда они там взялись и, главное, где они там играют — для меня до сих пор загадка. Они-то меня и спасли: просто на руках занесли «передок», сняли с камня, ну и дальше я уже сам выехал. В баню мы, конечно, не попали, зато на обратном пути вытащили «Волгу», которую занесло в снежный бруствер, где она и засела. Вообще, зимой частенько приходится вытаскивать из сугробов «недоприводы» — поэтому трос всегда лежит в багажнике.

Срок поставки автомобиля зависит от выбранного цвета и комплектации.