Юрий Фомин: «Дедукция, доктор Ватсон, подсказала мне, что ШНива…»

Досье

Юрий Фомин, 52 года, живет в Санкт-Петербурге, по образованию инженер-связист, работает страховым консультантом, увлекается рыбалкой, горными лыжами, путешествиями, созданием слайд-шоу.

Ведет блог на www.chevy-niva.ru

— Что заставило исконно петербуржского интеллигента приобрести именно Chevrolet NIVA? Плохое качество дорог? Муза дальних странствий?

— На тот момент, пожалуй первое. Доехать до мест рыбалки на предыдущей машине было проблематично. Да и состояние городских дорог тогда расстраивало. Машину комплектация L купил в апреле 2004 года, на сегодня пробег около 110 000 км. 

— Это было собственное решение или рекомендация друзей?

— Решение, конечно принимали сами, но перед этим изучили отзывы в интернете. Да и на дорогах пару раз побеседовал с владельцами.

— Плюсы и минусы автомобиля. Что пришлось заменить, усовершенствовать?

— Из плюсов — машина высокая, проходимая, с хорошей подвеской. Я перестал ругаться, подскакивая на трамвайных рельсах и колдобинах. За рулём сидеть комфортно. Из минусов — слабый двигатель и качество сборки. Говорю, разумеется, о своём времени выпуска. Ничего особо не совершенствовал, а вот поменял за 11 лет многое. Из последнего — сцепление, причем, второй раз подряд, пружины в диске быстро ослабевают, и на днях «помер» правый стеклоподъёмник. А ещё пришлось менять всю систему тормозных трубок: сгнила так, что когда сняли, в руках крошилась. Теперь сделали медные трубки. 

— С машиной справляетесь сами или прибегаете к помощи технических специалистов?

— Нет, сам не копаюсь, Каждый должен заниматься своим делом.

— Насколько комфортно такой фактурный мужчина, как вы, чувствует себя в салоне автомобиля?

— Очень комфортно. Это одна из самых сильных сторон ШНивы для путешествий. Я на разных машинах ездил, в том числе на самых современных. В ШНиве почти не устаю. Мой рекорд — 1100 км от Петербурга до Калининграда за 18 часов движения в один руль и практически без остановок.

Рыбалка на Балтике. Калининградский залив


— Вы — старейший член Клуба любителей Chevrolet NIVA, участник форума chevy-niva.ru, мифотворцы приписывают вам создание первого клубного флага…

— Нет, я не старейший. Клуб организовался в 2003 году, и у нас есть ребята, пришедшие на год раньше меня. На первом же выезде было двадцать экипажей.

Первый выезд питерского отделения Клуба на природу, сентябрь 2004 года


Вот с флагом — это правда. Я его придумал и даже принимал посильное участие в процессе производства. Вырезал буквы такой штуковиной, вроде паяльника, правда, по трафарету. А сшили всё вместе друзья, которые занимаются производством флагов. 

Потом уже мы пошили и для других городов — Москвы, Архангельска, Иваново, Тулы. Остальные уже и не помню. Что касается форума, то я на нём уже 11 лет, с июня 2004 года.

Клубный выезд. Финский залив
 

— Не вам ли принадлежит авторство «Крестовых походов» к берегам Чудского озера?

— Не мне. «Крестовые походы» придумал Грэг — Григорий Шавров, тоже один из наших «аксакалов». Собственно, первый Крестовый был просто поездкой на нескольких клубных машинах к его однокласснице Матушке Елене. Её муж, отец Константин — настоятель храма Петра и Павла в Ветвеннике, стоящего на самом берегу Чудского озера.

Это уже позже походы превратились в большие клубные мероприятия. Всего их было, по-моему, девять. И они были не только на Чудское озеро, а в самые разные места региона. Главное отличие «Крестовых походов» от обычных выездов заключалось в соединении внедорожных приключений с духовной составляющей. Мы ездили по разным глухим уголкам, где вместо дорог — направления, и посещали монастыри и храмы. Для некоторых из них я занимался поисками баз для ночёвки и экскурсионной программой.   

— Не зря же вы много лет проработали в бюро путешествий…

 — Да, за 12 лет работы в Ленинградском Городском Бюро Путешествий я объездил практически весть Советский Союз. И воспоминания об этих путешествиях даже сейчас, спустя столько лет, доставляют мне огромное удовольствие. Также мне посчастливилось побывать во многих красивейших местах Европы, Азии и Северной Африки.

— Кстати, о духовной составляющей. Буквы на номере вашей машины ХВ — аббревиатура пасхального приветствия «Христос воскресе». Случайность?

— Абсолютная. Номер выдали вместе с машиной при её покупке. Была тогда такая услуга у дилеров — постановка на учёт. Машина была ещё не раскручена, и надо было привлекать покупателей.

— Chevrolet NIVA достаточно тяжелый автомобиль, не постигла ли его участь рыцарей Тевтонского ордена на льду того самого озера?

— Да нет, он не настолько тяжёлый. К тому же поход на Чудское был летом. Хотя была история на другом озере, когда мы как перепуганные куры рванули врассыпную во все стороны.  Озеро промёрзло до дна, но, видимо, остался воздушный мешок, и когда десяток машин по льду выписывали круги, вдруг раздался такой противный треск и как будто вздох. Весь лёд на небольшом озере разом просел на несколько сантиметров. В машине-то мы из-за музыки ничего не услышали и не почувствовали, это те, кто пешком был, услышали и дали по рации команду: «Все со льда!» 

— Как заядлый путешественник выбирает маршруты?

— Маршруты выстраиваем вместе с женой. Она выбирает в интернете самое интересное, что стоит посмотреть, мы выстраиваем маршрут, и она заказывает жильё. А машина даёт свободу передвижения и независимость от общественного транспорта. Ездили по России, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Германии, Чехии и Финляндии.

— Как ведет себя машина? Какой бензин предпочитает? Капризы случались?

— Хорошо ведёт. Здесь я в основном езжу на 92-ом, а за границей на 95-ом. Капризничала два раза. Один раз по пути в Калининград на территории Литвы, когда из-за жары начало барахлить какое-то реле, управляющее вроде бы бензонасосом. Нажимаю на газ, а машину как будто кто-то за фалды хватает и назад дёргает. Пришлось в Калининграде заехать на сервис и поменять реле, правда, сначала долго искали, что это было. А второй раз в новогодние каникулы ехали в Литву, и посреди ночи в районе Гдова, когда я зачем-то остановился, вдруг заглох мотор. Перепугались, конечно. За бортом минус 31 градус, два часа ночи, и вокруг ни одной живой души. Правда, завелась машина с пол-оборота, но когда я отпускал педаль газа, она опять глохла. Так и ехал до самой границы, не отпуская педали. А к утру потеплело, и всё прошло. Так и не знаю, что там у машины замёрзло…

— Какие путешествия особенно запомнились?

— Сложно сказать. Все по-своему запомнились. Наверное, когда ездили в Германию.

— И добрались до Рейхстага? 

— Добрались. Сначала я хотел водрузить флаг на куполе, но полицейские почему-то отнеслись к этой идее, мягко говоря, прохладно, а точнее, просто не пустили меня с металлическим флагштоком. Поэтому пришлось обойтись поднятием флага ПОД Рейхстагом. 

В тот раз мы составили маршрут таким образом, чтобы проехать через Калининград и погостить у друга. Проехав через Латвию и Литву, в Клайпеде заехали на паром и через пролив добрались до Куршской косы. Невероятно красивое место!

Коса имеет протяжённость 98 километров. Ровно половина принадлежит Литве, вторая — России. На обеих частях расположены Национальные парки.

«Танцующий» лес


Отдохнув в Калининграде пару дней, мы отправились в Польшу, которую никогда раньше не рассматривали как интересный экскурсионный объект, но оказались не правы. Поляки очень заботятся о своих исторических памятниках. Мы посетили Мальборк — резиденцию Тевтонского ордена. Кстати, псы-рыцари, которых утопил в Чудском озере Александр Невский, были воинами Ливонского ордена, который, в свою очередь, был частью Тевтонского ордена. Мальборгский замок — это, собственно, три замка: Высокий, Средний и Нижний, сооруженные в ХIII-XIV веках. Это самый большой замок крестоносцев в Европе.

Посетив Гданьск и Фромборк, мы двинулись на Берлин, который и был нашей главной целью. 

— Кстати, надпись «На Берлин» часто встречается на наших машинах. Как вы к этому относитесь?

— Каждый украшает свою машину, как ему нравится. Я предпочитаю клубную символику и наклейки с соревнований и выездов. В Берлин с такой надписью точно бы не поехал. Но это дело вкуса. 

— Какую максимальную скорость удалось выжать на европейских автобанах?

— На немецком бензине машинка бежала шустро и легко, ну, я и попробовал разогнаться на шоссе Берлин-Ганновер. Вообще-то, максимальная скорость была на отметке 153 км/час, но пока доставали фотоаппарат, начался длинный подъём, поэтому зафиксировали только 150 км/час. Запас хода, как ни странно, ещё был, но решил не рисковать. Всё же слишком далеко от ближайшего сервиса.

— Рядом с вами Карелия — «остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер». Наверняка вы и там побывали?

— Да, Карелия, действительно, рядом, и мы частенько туда ездим. Один из «Крестовых походов» был как раз в Карелию. Сначала мы посетили остров Коневец, где расположен один из самых древних в нашем регионе Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь, который в 1393 году основал преподобный Арсений. Остров Коневец находится в Ладожском озере, в нескольких километрах от Приозерска. Попасть туда можно только на монастырском кораблике. Я договорился с Паломнической службой монастыря, и нам организовали экскурсию с обедом в монастырской трапезной.
Кстати, один из своих роликов про Коневский монастырь я сделал по просьбе игумена (https://youtu.be/9mE8WmfbNMM).  

Потом мы двинулись вглубь Карелии, к озеру Янисъярви (в переводе с финского — «Заячье озеро») — единственному в нашем регионе озеру метеоритного происхождения. Переночевав на базе, двинулись к Мраморному карьеру Рускеала. Это очень интересное место. Его история началась в 1768 году, когда по приказу Екатерины II здесь начали добывать мрамор для украшения дворцов и храмов Петербурга. Именно Рускеальский мрамор использовался при строительстве Эрмитажа, Мраморного дворца, построенного Антонио Ринальди, Казанского собора, Павловского и Большого Пушкинского дворцов и самого грандиозного проекта Огюста Монферана — Исаакиевского собора. Но во время Финской войны плотина, удерживающая воды ближайшей речки, была взорвана, и карьер затопило.

Теперь там Горный парк "Рускеала". Экскурсия вначале проходит по верху карьера, а потом можно взять напрокат лодку и поплавать по самому карьеру.
Закончился наш поход на водопадах, находящихся неподалеку от Рускеалы.

— А теперь курьезная история, связанная с автомобилем.

— В 2005 году состоялся зимний клубный выезд на базу «Радуга». Когда мы его готовили, то к месту соревнований прокладывали маршрут по лесу, правда, через небольшую речку глубиной с полметра. Это было в начале января, когда температура не опускалась ниже минус пяти.

А вот в феврале, в день выезда, ударили морозы под минус 28. Мы этого не учли, и все по очереди нырнули в речку. Как результат — мгновенное замерзание тормозов у всех поголовно. Они просто превратились в глыбы льда. А на том берегу был небольшой взгорок и длинный спуск. Короче, практически все ткнулись в зад впереди идущим машинам. Счастье ещё, что скорость была маленькая, к тому же запаска сзади висит. Обошлось почти без повреждений. Потом у большинства участников того выезда еще долго заднее колесо криво висело — кронштейн погнулся. 

— К каким дедуктивным умозаключениям пришел человек, чем-то похожий на Шерлока Холмса, относительно внедорожника Chevrolet NIVA?

— Дедукция, доктор Ватсон, подсказала мне, что ШНива прекрасно подходит не только для бездорожья, но и для длительных путешествий по хорошим дорогам. Хотелось бы, конечно, чтобы она была не такой прожорливой. Хотя на немецком бензине по автобанам расход топлива падал до 8 литров на сотню.

— 23 сентября 2015г. GM-AVTOVAZ отмечает 13 годовщину с начала производства Chevrolet NIVA. Ваши пожелания?

— Пожелание одно — продолжать в том же духе и поскорей перейти к производству новой модели.

Срок поставки автомобиля зависит от выбранного цвета и комплектации.