24 марта состоялась первая встреча Генерального директора ЗАО Джи Эм-АВТОВАЗ Ричарда Свандо с журналистами.

-По итогам прошлого года Chevrolet был признан в России иностранным брендом № 1. Но, несмотря на успех, которого мы достигли, существует очень серьезная конкуренция. Я думаю, что благодаря нашей команде и дилерской сети, которая соответствует мировым стандартам, мы сможем достичь даже лучших результатов. До конца года мы намерены увеличить количество дилеров до 116. В прошлом году было продано 57942 автомобиля, и, несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся на рынке, мы надеемся, что сможем перекрыть эту цифру в этом году.

-Г-н Свандо, прокомментируйте, пожалуйста, информацию относительно возможности производства еще одной модели на «Джи Эм-АВТОВАЗ». И известно ли вам что-либо о планах разработки корпорацией GM новой базовой модели для АВТОВАЗа?



— Мы уже объявляли, что собираемся запустить Ниву с двигателем FAM 1. Изначально планировалось сделать это в марте. Но я честно скажу: пока мы еще не готовы запустить эту модель. Обсуждая этот вопрос с нашими акционерами, мы решили, что прежде, чем объявлять конкретную дату, мы должны быть уверены, что сделаем это в намеченный срок. Было бы нечестно называть определенные сроки, в которые мы не сможем уложиться. Поэтому необходимо провести еще дополнительные испытания, чтобы быть абсолютно убежденными в том, что автомобиль безупречен по качеству и соответствует высоким европейским стандартам. Думаю, в мае у меня уже будет возможность сказать вам о дате запуска автомобиля и цене, по которой он будет продаваться.

Отвечая на второй вопрос, я хотел бы сказать, что когда вы видите в прессе сообщения о разработке новой платформы, которую GM готовит для АВТОВАЗа, вы должны знать, что мы не вовлечены в этот процесс. Он происходит сугубо между GM и АВТОВАЗом. На АВТОВАЗе была создана специальная команда с участием специалистов GM, которая занимается этим проектом.

— Модель, о которой вы заявили на конференции Адама Смита, это и есть Шевроле Нива FAM 1? Будет ли выпущена третья модель?



Поскольку конкуренция на рынке очень жесткая и требования наших потребителей постоянно растут, естественно, мы изучаем возможности постановки на производство других моделей. Это непрекращающийся процесс. Но решения по этому вопросу принимаются нашими акционерами, потому что они изучают каждое конкретное предложение. Я не могу отрицать, что мы находимся в процессе изучения возможности запуска третьей модели в производство и рассмотрения вопроса о том, какая модель может быть запущена. Когда акционеры примут решение, будет сделано соответствующее заявление. Такова жизнь в СП.

— Недавно состоялся пробег на внедорожниках от Мурманска до Владивостока, в котором участвовали джипы знаменитых зарубежных фирм, и третье место заняла команда из аэропорта Внуково на Шевроле Ниве. Собирается ли СП принимать участие в подобных акциях?



-Мы очень гордимся, что автомобиль так себя показал. Это довольно интересный проект, который должен рассматриваться. Но на данном этапе в центре нашего внимания находится качество, эффективность и производительность, потому что, основываясь на наших исследованиях, мы столкнулись с тем, что потребители ожидают от нас качества производства как от импортного автомобиля. Если нам удастся успешно преодолеть все проблемы, я лично буду рад принять участие в проектах подобного рода.

-Собираетесь ли вы 2 недели отработать на конвейере?



— Пока об этом не думал. В прошлом я уже делал это в тех местах, где работал. Но теперь должен принять этот вызов. Возможно, позже вы увидите меня на линии, но сейчас предстоит сделать очень много работы, и на этом сосредоточено все мое внимание.

— Сейчас идет китайская экспансия на рынке внедорожников. Считаете ли вы, что в 2005 году эти модели будут главными конкурентами на российском рынке?



— Я считаю, что китайцы и корейцы в качестве конкурентов очень сильны. Они ведут себя чрезвычайно агрессивно, активно продвигаясь на восточный рынок, и мы только сейчас начинаем с ними сталкиваться как с непосредственными конкурентами. Думаю, что наша конкурентоспособность проходит проверку в ходе расширения нашей дилерской сети.

— Планируете ли вы производить модификацию автомобиля, работающего на природном газе?



— Я знаю, что на наших немецких заводах такие возможности уже существуют, но не могу сказать, что этот вопрос мы будем рассматривать уже сейчас.

-Есть ли у вас планы по развитию экспортной дилерской сети?



-Этот вопрос был одним из основных, обсуждаемых нашими акционерами. Поскольку мы преуспеваем на рынках России и СНГ, то должны подумать о выходе на экспортные рынки. Этот вопрос сейчас серьезно анализируется и какого-то ответа пока дать нельзя. Но мы уже получили указание о расширении дилерской сети в странах СНГ, где будем открывать дополнительные центры.

-Будет ли завод работать в 3-сменном режиме?



-Мы решили не начинать работу в три смены, а продолжать работать в двухсменном режиме. Вы, наверное, знаете, что заложенная производственная мощность составляет 12 автомобилей в час. Мы поставили задачу, работая в двухсменном режиме, достичь производительности 17 автомобилей в час. Недавно некоторые из наших команд выступили с предложением увеличить производительность до 18 автомобилей в час. Я очень горжусь, что эти команды приглашают меня периодически в цех и показывают различные новаторские решения, которые могут обеспечить увеличение производительности труда. Как вы знаете, процессы и подходы к производству мы взяли из Европы, а наша российская команда уже буквально через пару недель вышла с предложениями по улучшению и изменению производственных процессов. Это очень отрадно.

— Недавно весь автопром буквально всколыхнуло известие об отмене ввозных пошлин на автокомпоненты. Как это может отразиться на вашем предприятии?



-Мы, естественно, основывали нашу бизнес-модель на существующей в настоящий момент экономической ситуацией. Мы в курсе дебатов в прессе, но стараемся не участвовать в этой дискуссии. Мы концентрируем внимание на ситуации, в которой работаем сейчас, и на нашем потребителе. Наша стратегия — собирать автомобили здесь, в России. Мы не можем предсказать, что произойдет в связи с отменой ввозных пошлин.

— Как решился вопрос в отношении свободного таможенного склада?



-Дело в том, что мы собираем Ниву, состоящую только из местных комплектующих, и Виву, которая является комбинацией импортных и российских комплектующих. Принимая во внимание все административные моменты, подобный склад будет стоить больших усилий, и мы не видим для себя четкого преимущества. Изучая этот вопрос, мы столкнулись с тем, что это довольно проблематично, учитывая, что сборка Нивы и Вивы осуществляется в одном месте.

— Когда Шевроле Вивы в больших объемах начнут поступать к дилерам?



-Скажу честно: у нас было очень медленное ускорение наращивания производства Вивы. Это происходило по разным причинам. В январе мы столкнулись с определенными трудностями по импорту комплектующих. Также после отправки первой партии товарных автомобилей дилерам мы получили обширную информацию, на которую постарались среагировать: провели определенные изменения, не глобальные, но необходимые. Считаем, что к своим дилерам необходимо прислушиваться, поскольку они вкладывают собственные средства в продажу нашего автомобиля и являются партнерами в общем бизнесе. Уже с начала апреля дилерам начнут отгружаться большие партии автомобилей.

-Ожидаете ли вы конкуренции со стороны ведущих мировых производителей, в том числе, вазовской Нивы в связи с планами по увеличению ее производства?



-Поскольку Шевроле Нива для нас — автомобиль № 1, мы хотим быть лидерами в продаже полноприводных внедорожников. В числе наших главных конкурентов и вазовская Нива, и УАЗ, которые также являются полноприводными. АВТОВАЗ в этом сегменте является одновременно и нашим партнером, и нашим конкурентом. Мы знали об этом, когда заключали партнерство. Наш прошлогодний успех сейчас находится под угрозой со стороны других брендов и марок. Одновременно мы вошли в самый конкурентный сегмент легковых автомобилей стоимостью от 10 до 15 тыс. долларов с помощью Вивы. Поскольку мы являемся небольшим предприятием, и в этом году планируем произвести около 7,5 тыс. этих автомобилей, то решили сконцентрироваться на своей продукции. Но мы также знаем, что в этом сегменте конкуренция будет очень жесткая.

-Как вы оцениваете качество комплектующих? Каков процент локализации Вивы?



-В настоящий момент мы в состоянии достичь 43% локализации, придерживаясь при этом высоких стандартов качества. Сейчас мы усилили нашу команду с помощью привлеченных иностранных специалистов по оценке и развитию поставщиков, которые работают вместе с российскими инженерами. Они не сидят в офисе, а находятся у поставщиков и следят за тем, чтобы качество деталей соответствовало высоким стандартам. Мы уже вышли за пределы Тольятти и Самарской области в поиске поставщиков. Для нас очень важен контроль производственных процессов, и мы относимся к нашим поставщикам как к партнерам.

-Каково качество комплектующих, поступающих с АВТОВАЗа?



-АВТОВАЗ поставляет нам много комплектующих для Нивы, и это хороший пример того, как при технических возможностях АВТОВАЗа и подходе наших экспертов в области управления процессами мы достигли значительных улучшений. Вы видите реакцию со стороны рынка — в прошлом году мы продали большой объем автомобилей. АВТОВАЗ очень положительно откликается на все процессы по улучшению качества. Было много случаев, когда у нас возникали какие-то проблемы, требующие разрешения, и много раз именно вазовские инженеры предлагали решение этих проблем. Мы по-прежнему впереди, у нас еще большой путь по улучшению отношений. АВТОВАЗ является нашим конкурентом с Ладой-Нивой, но я думаю, что мы найдем способ, как можно мирно сосуществовать. У них все-таки свой сегмент на рынке внедорожников.

-Существует ли проблема реализации автомобилей?



-Необходимо помнить о том, что сбыт в России имеет сезонные пики и спады. Сейчас на рынке ситуация не очень активная. Но продажи в январе-феврале 2005 года были выше продаж 2004 года за аналогичный период. Запас наших автомобилей у дилеров составляет примерно один месяц. Мы считаем это нормальным, и в конце марта и апреле ожидаем повышения спроса.

-Как идет внедрение программы trade — in ?



-Мы только начали работать по этой системе, но у дилеров она работает по-разному. Одни принимают в зачет любые автомобили, другие — только вазовские. Мы работаем над тем, чтобы все дилеры работали по этой системе, но этот процесс не такой быстрый.

-В каких автосалонах будет принимать участие «Джи Эм-АВТОВАЗ»?



-В Московском, Санкт-Петербургском, Самарском и других салонах. Так же мы планируем принять участие в мотор-шоу в странах СНГ — Украине и Белоруссии. Я не думаю, что наши акционеры порекомендуют нам участвовать в международных мотор-шоу.

-Складывается впечатление, что с вашим приходом произошли изменения в организации службы безопасности. Так ли это?



— Я думаю, что вопросы безопасности важны как для компаний, работающих в России, так и за ее пределами. У нас были хорошие отношения и с предыдущей компанией. Но когда контракт подошел к концу, мы провели тендер, в котором участвовали компании, желающие заниматься этим бизнесом. Победу одержала компания, у которой был очень хороший бизнес-план и лучшие характеристики. Мы приняли решение принять на работу эту компанию, потому что очень важно создать у работников предприятия ощущение, что они находятся не просто на работе, а еще и у себя дома. И для того, чтобы они хорошо работали, необходимо ощущение безопасности, иначе они уйдут к нашим конкурентам, которые от этого выиграют. Безопасность- это еще один момент, позволяющий использовать свою конкурентоспособность на рынке.

— Будете ли вы учить русский язык?



Определенно буду. С первого дня я приобрел небольшой разговорник для путешественника. Первыми приходится учить вежливые слова: спасибо, доброе утро и т. д. Затем нужно выходить на следующий уровень, чтобы разобраться в некоторых жизненных ситуациях. Следующий уровень — это технические термины: топливо, двигатель, трансмиссия. Шаг за шагом я буду учиться.

-Какие представления у вас раньше были о России?



-Мое представление о России, пожалуй, уникально. Россия для меня — это хоккей. Дело в том, что я жил в Детройте, где, как известно, находится известная американская хоккейная команда. Так что все жители города — хоккейные фанаты. Ну, а советский хоккей всегда был предметом восхищения. Имена ваших хоккеистов — Ларионова, Федорова, Константинова — я знаю не понаслышке. Так что Россия всегда у меня ассоциировалась с сумасшедшими хоккейными баталиями.

-С вашей точки зрения, много ли общего у вас с Джоном Милонасом в стиле управления компанией?



-Джон Милонас — мой давний друг, и нас связывает долгая совместная работа, в частности, в Индии и Китае. В Тольятти я принял у него эстафету. На этапе становления предприятия был хорош Джон Милонас. А на этапе расширения деятельности, работы над эффективностью производства свою роль в развитии завода сыграю я. Стили управления у нас, может быть, и разные, но суть, думаю, похожая.

Я здесь для того, чтобы упрочить успех, достигнутый г-ном Милонасом и командой. Для этого есть хорошая база. В конце мая мы выпустим 100000-ый автомобиль. За короткий срок достичь столь впечатляющих результатов — это действительно успех, который перекрывает достижения тех СП, на которых я работал. У нас сложилась очень хорошая команда россиян при минимальном количестве иностранных экспертов, которая помогает расширять бренд Chevrolet. И я горжусь тем, что являюсь частью этой команды.

 

Дата публикации: 28.03.2005



Поделиться:


К списку новостей
Остались вопросы?
Спросите наших консультантов или закажите звонок