ВНИМАНИЕ! ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» не проводит никаких розыгрышей, в которых призом является автомобиль. Остерегайтесь мошенников.
ВНИМАНИЕ! Компания "АвтоГЕРМЕС" (ООО "АвтоГЕРМЕС-Запад") в Московской области не является официальным дилером ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ".
ВНИМАНИЕ! Автосалон «Авеню Моторс» в г. Уфа (Республика Башкортостан) не является официальным дилером ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ"!

Досье

Александр Батыру, 45 лет, фотохудожник, с 1999 года работает в журнале «За рулем, побывал более чем в 50 странах мира, участвовал в 200 автопробегах и экспедициях.

— Ваше образование как-то связано с фотографией?

— Никакого образования по фотографии. Фотоаппарат держу в руках с 7 лет. «Смена 8М» — самый первый детский фотоаппарат, который стоил, кажется, 7 рублей. Брат подарил, и я с ним не расставался.

— Что фотографировали?

— Всё. Что и сейчас. Снимаю всё красивое. А что некрасиво, снимаю так, чтобы было красиво.

— Был ли опыт до работы в журнале «За рулем»?

— Playboy, Cosmopolitan, Мото. В последний меня пригласили в 1998 г., когда я вернулся из Америки как победитель «Искателей Приключений Marlboro». Шесть человек из СССР попали в число 240 тысяч тех, кто заполнил анкеты, из них 120 участвовали в соревнованиях, и только 6 стали победителями. Я не расставался с камерой ни на минуту, хотя соревнования были очень сложные. Сделал съемку, и у меня ее купили, в том числе Philip Morris.

— В чем секрет успеха?

— Были фотографы, снимавшие снаружи, а я снимал изнутри. Когда сидишь с ребятами у костра, и фотоаппарат здесь, ты — свой, не чужой. Получилось естественно. А когда снаружи, за тобой подглядывают. Там, кстати, были журналисты, в том числе из «За рулем». Я показал свою съемку, и они пригласили посотрудничать.

— Сотрудничество растянулось на 16 лет. А что снимать интереснее: девушек или автомобили?

— Автомобиль для меня не живой при отсутствии в нем человека. Он может быть красивым, но не живым. Если в него садится человек, который мечтал о нем всю жизнь и, наконец, купил — он оживает. Любая вещь оживает. Кофточка, которая висит в магазине, «мертвая», это текстиль. Надели — чуть ожила, улыбнулись — заиграла. Поэтому неодушевленные предметы для меня второстепенны. Я вам сейчас расскажу историю, и вы поймете, что значит для меня вещь, которая была живой.

Однажды мы поехали в экспедицию «Москва-Владивосток», и в городе Спасске-Дальнем я увидел бильярд, где шары катались как-то не так. Борта стола покоцанные вдребезги, сукно новое, ножки старые. Я спросил: «А что это за стол?». Оказывается, это мраморная столешница. Белогвардейцы, когда отходили от России-матушки, забрали этот стол с собой. Можете себе представить, что творится с человеком, который покидает родину не по своей воле… Может быть, я очень впечатлительный, но они, наверное, пили так… Ощущение сигаретного дыма… Они прожигали жизнь с помощью этого стола. Очень сильное ощущение, потому что понимаешь, что для русского офицерства честь — превыше всего, они стрелялись из-за любви к родине. Столько боли в куске дерева, мрамора, обтянутого тканью. Я его, конечно, сфотографировал.

— Если говорить о персонах, а у вас есть фотопортреты Гурченко, Кончаловского, Жванецкого, что обычно цепляет в людях?

— Содержание. И характер. Ощущаешь, что человек не пустой. Я сегодня не подниму камеру на очень многих известных людей, которые для меня пусты. Или, наоборот, бабушку-уборщицу, которая будет необыкновенна по моим ощущениям, я обязательно сфотографирую. Вот поэт складывает слова в рифмы и выдает красивую мелодику, а я фотограф. Рассказать о линиях на лице или грустных глазах невозможно. Если вас что-то зацепило, то музыка в виде фотографии у меня получилась. У каждого человека свой почерк, характер, путь, орбита, проходя которую он как комета оставляет след. Мы все значимы для друзей и близких, но у некоторых орбита выше, и тогда их значимость становится важной не только для близких, но и для всех. Не важно, сколько ты проживешь, важно — как. Хочу пожелать всем долгих счастливых лет на самой высокой орбите и огромного яркого света, согревающего своей чистотой, который останется после нас.

— Поэтично…

— Я стихи пишу.

— Прочтете?

— Никогда не завидуй имущим, никогда не обманывай ложь.
Все равно на земле всемогущим будешь, если только на небе живешь.
И как в сказочке старенькой водится, по какому пути пойдешь,
До последнего все потеряешь. Вот тогда только приобретешь.

— Кто из мэтров произвел на вас самое сильное впечатление?

— Юрий Башмет. Великолепнейший, открытейший человек! При его мировой известности он ведет себя очень просто. Такой же обыкновенный, как ты. Это удивляет.

— Что самое красивое для вас в этой жизни?

— Женщины. Мы однажды поспорили с одним писателем, который сказал, что всё, что есть женского — это пошло и ужасно. Я не согласился. Это — эстетика. Уровень нашего воспитания — в голове. Вот нож — это орудие убийства в руках преступника, а в руках врача — спасительный инструмент. Поэтому женщина — рекраснейшее создание с линиями, голосом и настоящей любовью. И когда я показал ему свои работы, он согласился, что могут быть фотографии, несущие эстетику. У меня каждая фотография имеет название.

(Показывает фото в стиле ню).

— Очень красиво, но для восприятия подобных работ людям мешают комплексы.

— Хочу сказать этим закомплексованным, что комплексы мешают жить. Они как якоря. Мужчина, видя женщину, думает: красивая, стройная, влюблен. Но это бред. Надо смотреть друг другу в глаза.

— Как люди относятся к тому, что их фотографируют?

— По-разному. Я всегда говорю, что если ты не хочешь, чтобы тебя фотографировали, ты не должен выходить в общество. Как только вышел, будь готов к тому, что на тебя могут смотреть. А если могут смотреть, значит могут и рисовать. Если могут рисовать, значит могут фотографировать. Если не хочешь, чтобы тебя запечатлели, надень паранджу.

— Попадает ли природа в ваш объектив?

— Конечно, причем, всякая. Рассвет, зима, пещеры, звезды, подводный мир, который совершенно чужой, но это космос, все новое, что никогда не видел.

— Какие предпочитаете цвета?

— Яркие или строгие. Черный, белый, красный, желтый, синий. Зеленый нравится не внутри меня, а снаружи. Весенняя трава, например.

— На машины это распространяется?

— Считаю, что машины должны быть яркими, прежде всего, для безопасности. У меня, правда, темно-зеленая, но не было выбора. Мы обращаем внимание на краски и совсем не думаем о том, что, садясь внутрь машины, видим ее салон, а снаружи — только иногда.

— Какой у вас автомобиль?

— Toyota Sienna минивэн.

— У вас большая семья?

— Большая. Скоро нас будет пятеро. Старшему сыну 30, младшему 3 годика. Еще у меня овчарка, две кошки, велосипед. А 19 марта я стал дедом!

— Какой автомобиль произвел самое яркое впечатление?

— Когда я был маленьким — Lotus. Потом понравился Chevrolet Comaro старого образца. И впечатлил концепт Peugeot, который плавал под водой. Машина как средство передвижения — вот это я. Комфорт заключается в том, чтобы доехать из точки, А в точку Б и не устать. Поэтому первое правило для меня — удобное сидение.

— 19 апреля вы с Вадимом Крючковым брали на тест-драйв нашу Chevrolet NIVA и снимали ее на фоне волжских пейзажей. Ваши впечатления?

— Необыкновенные! Повезло и с машиной, и с погодой, и с людьми. Пейзажи восхитительные. До сих пор нахожусь под впечатлением поездки.

— Какая страна с ее автомобилями удивила больше всего?

— Куба. Там машины великих времен, когда их создавали как произведение искусства. Кубинцы до сих пор ездят на машинах 50−60-х годов: Chevrolet, Lincoln, Cadillac. Ты понимаешь, что попал в старинный город испанской колонии и видишь великие произведения автомобильных дизайнеров. И представьте — они на ходу! А второе — люди. Добрые, не избалованные, радуются жизни, которая необыкновенно красива. Я всегда произношу тост: давайте прощать друг другу достижения. Вы замечали, что даже среди близких бывает так, что если кто-то достигает успеха, к нему сразу же меняется отношение.

— Зависть.

— А почему? Мою маленькую дочку учительница начала гнобить и ставить ей двойки только за то, что она в классе показала фото с Шри-Ланки, где мы побывали. Пришлось вмешаться и кое-что объяснить заслуженной учительнице.

— Вряд ли она читала классиков, Хемингуэя, например. У него, кстати, на Кубе был Chrysler. Видели?

— Не видел. Но я был в его любимом баре El Floridita, где был написал роман «Старик и море», и даже сфотографировался рядом с его бронзовой скульптурой.

На Кубе вечное лето. А какое ваше любимое время года?

— Весна, лето. Весна — это пробуждение, лето — жизнь, осень — умирание, зима — смерть. Так случилось, что дважды в жизни я находился в состоянии клинической смерти: в 5 лет и 21 год, когда подрался.

— Много ли в жизни было экстраординарных событий?

— Очень много. Например, в 40 лет у меня отказали ноги и руки из-за того, что грыжа передавила нерв. Это случилось в Женеве во время автосалона. Трое суток не спал и орал белугой. Потом ребята меня погрузили в самолет и отправили домой.

— Но вы же Батыру! Этимология вашей фамилии происходит от тюркского «батыр» — храбрец.

— Фамилия мне мешает, до сих пор ввязываюсь в драки :)

— Вам приходилось снимать автомобили шейхов?

— Да, в Эмиратах снимал настоящих шейхов с их Rolls-Royce. Но для меня их мир чужой.

— Чему вы учите детей?

— Моя задача: пока они не научатся самостоятельно летать, научить их защищаться и добывать пищу. И самое важное — нести свое Я.

— Ваша мечта?

— Мечтаю Новый год встретить в одиноко стоящей русской избушке. Хочу печку, накрытый стол с холодненькой водочкой, маринованными грибочками, солененькими огурчиками, картошечкой в мундире, лучком. Обязательно банька по-черному. Там я давным-давно не был. Мое Я соскучилось.

— На сколько лет вы себя ощущаете?

— От 14 до 17. Подростком, которому все интересно.

— Ваше кредо?

— Сотвори себя сам.

— Ваши планы на этот год?

— У меня ощущение, что в этом году что-то глобальное закончится, и обязательно начнется что-то принципиально новое.

— Конечно, у вас в семье родится ребенок.

— Да, это большое событие. Но есть еще другое ожидание, когда ты сам станешь чем-то новым в совершенно ином направлении.

— Знаете, каком?

— Да. Мастер-класс. Мне кажется, что внутренне я почти созрел.

— Максим Кадаков (главред ЗР) вряд ли вас отпустит.

— Изначально нас никто не может держать и никто не может отпустить. Если я буду качественно делать свою работу, наверное, не отпустит. А чем я занимаюсь в другое время — это уже личное дело каждого. Но есть еще момент удовлетворенности и практичности. Фотографировать всю жизнь мне безумно интересно, но, видимо, приходит время, когда понимаешь, что даже в 80 лет при наличии практики ты сможешь передавать другим то, что умеешь.

В мастерской фотохудожника побывала Ирина Шемякина.

Просмотренные

Данный список поможет вам в любой момент вернуться к просмотренным автомобилям. Он заполняется автоматически, после просмотра очередного автомобиля. Посмотреть авто в наличии

Избранные  автомобили

Список пуст
{% if properties.company.Entity.Contacts.legalName %}
{% endif %} {% if properties.company.Entity.Contacts.address %}
$[properties.company.Entity.Contacts.address]
{% endif %} {% if properties.phone %} {% endif %} {% if properties.email %} {% endif %} {% if properties.alias %} {% endif %} {% if properties.url %} {% for url in properties.arrUrl %} {% endfor %} {% endif %}