ВНИМАНИЕ! ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» не проводит никаких розыгрышей, в которых призом является автомобиль. Остерегайтесь мошенников.
ВНИМАНИЕ! Компания "АвтоГЕРМЕС" (ООО "АвтоГЕРМЕС-Запад") в Московской области не является официальным дилером ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ".
ВНИМАНИЕ! Автосалон «Авеню Моторс» в г. Уфа (Республика Башкортостан) не является официальным дилером ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ"!

«Джи Эм — АВТОВАЗ» глазами очевидца

Совместное предприятие «Джи Эм АВТОВАЗ» — предмет горячего обсуждения почти каждого тольяттинца, который хоть немного разбирается (или, по крайней мере, считает, что разбирается) в автомобильной промышленности. Потому что, во-первых, именно «Джи Эм» одним своим появлением ознаменовал начало новой эпохи в отечественном автопроме, став первым и пока единственным примером сотрудничества двух легендарных брендов автомобильного рынка. А во-вторых — завод выпускает действительно качественную продукцию, в чем успели убедиться многие и многие автолюбители. Как бы то ни было, «Джи Эм АВТОВАЗ» остается символом нового времени в российской экономике.
Именно поэтому в редакции журнала «АвтоСреда» давно возник план по «внедрению» своего сотрудника на легендарный завод для того, чтобы осмотреть «Джи Эм» изнутри, узнать секреты производства, а заодно понаблюдать за тем, как на территории Тольятти проходит невиданный по своему размаху опыт скрещивания западной ментальности и российской души.


Техника без опасности


Конечно, к назначенному сроку (8.45 утра, между прочим!) я опоздал — на редкость «сообразительный водитель» такси вместо того, чтобы привезти меня к проходной завода «Джи Эм- АВТОВАЗа», устроил показательный урок ориентирования на местности, чуть ли не по азимуту вычисляя пункт назначения. Поэтому я и прибыл на пятнадцать минут позже, что, по слухам, для пунктуальных сотрудников «Джи Эм» граничит с должностным преступлением. Но, к счастью для меня, директор по производству Луис Мадалено оказался еще в своем кабинете. Беседуя с ним, чувствовал себя участником «встречи на высшем уровне» — потому что из всего заготовленного заранее англоязычного монолога на тему «Цель моего посещения «Джи Эм- АВТОВАЗ» единственной фразой, которую я смог из себя выдавить была «My English is poor». После чего пришлось прибегнуть к услугам переводчика и эксперта по работе со СМИ Ирины Шемякиной. Разрешение г-на Мадалено все же было получено, несмотря на все лингвистические препоны, и я был торжественно передан начальнику цеха — аккуратному и очень вежливому мужчине по имени

Роман.

Первое, что мне пришлось просмотреть — это десятиминутный ролик об основах безопасности на «Джи Эм -АВТОВАЗ». Смотрел, конечно, в полглаза, но когда было предложено расписаться в особой тетрадке за прохождение инструктажа по технике безопасности — раскаялся в своем невнимании. Черт, действительно тут все серьезно… Немного опережая события, скажу, что первыми словами почти каждого сотрудника завода была примерно следующая фраза «Самое главное у нас — техника безопасности». Поэтому каждого входящего в цех встречает плакат с перечислением личных мер «safety» (здесь каждая надпись имеет английский транслит), необходимых при работе: накладка на пряжку ремня и на часы, нарукавники, перчатки, специальная обувь. Из всего вышеперечисленного мне больше всего понравилась накладка на часы (честно говоря, именно ее-то я и умыкнул «на память»).

Белые люди

После того, как все необходимые инструктажи были пройдены и мы с Романом смогли наконец пройти в цех, первое, что меня поразило — это чистота. Вы когда-нибудь видели абсолютно чистый цех, где даже полы — я проверял! — почти стерильны? Причем работают здесь не какие-нибудь сверхопрятные немцы, а русские, такие же, как и везде. Ни одной промасленной спецовки я не увидел: все одеты в аккуратные белые рубашки-поло. А самое главное — униформа у них чистая! Нет, серьезно, несколько сотен нормальных русских мужчин в абсолютно белых форменных рубашках, прочем они не просто дефилируют по цеху, а работают. Признаться, мне это зрелище показалось весьма экзотичным…
Вообще, впечатление, что я нахожусь не в России, меня преследовало довольно долго. И дело не только в чистоте, «экзотической» униформе рабочих и англоязычных табличках повсюду. Как рассказал Роман, выполнявший роль моего гида, наибольшее внимание здесь уделяется производственным дефектам. Вернее, их исключению. Система борьбы с дефектами наверняка недешево обходится заводу, но она довольно эффективна: все участки на конвейере, где проводятся операции, требующие особого контроля, тщательно проверяется специальной службой каждые два часа. Мало того, существует график проверки каждого инструмента, которым пользуются рабочие. А четыре выбранные наугад полностью укомплектованные автомобили раз в день подвергаются «тесту покупателя»: в течении нескольких часов на них ездят по городу по абсолютно разным дорогам, после чего авто разбирают и подвергают анализу каждую деталь. Результаты этого теста оцениваются в баллах и обсуждаются на ежедневном собрании. Контролем качества занимается специальный штат сотрудников, существующий абсолютно автономно от работников конвейера. Кроме того, все автомобили проходят несколько тестов на специальных участках конвейера. Самый зрелищный из них — это так называемый water test, когда в специальной камере машина «атакуется» со всех сторон мощными струями воды. В случае малейшей протечки автомобиль уходит на ремонтный участок, где устраняются все найденные недоработки.

В сердце «джи эм»

Несколько слов о процессах, происходящих на конвейере. Первый участок, куда доставляется кузов будущего автомобиля, называется Trim 1. Параллельно с ним работает линия, где собираются панели (cock pit), которые затем поступают на Trim 2, где помимо них на автомобиль устанавливаются стекла. Далее — так называемый marriage («свадьба»), на этом участке «сочетаются» кузов и ходовая часть. Потом автомобиль заправляется тормозной жидкостью и жидкостью охлаждения (этот участок под особым надзором службы качества), после чего следует установка дверей — как и панели, двери полностью собираются на параллельной линии, что позволяет существенно сократить длину конвейера. На следующем участке в бензобак автомобиля заливается топливо и он «делает» свои первые «шаги» по направлению к сектору, где тестируют развал-схождение колес. Дальше следует тест ходовой части на сопротивление, вышеупомянутый water test и проверка качества окраски.
Конечно, конвейер меня впечатлил — чувствуешь себя героем соц-артовых советских фильмов 60-х годов, в которых всячески поэтизировалась способность коллектива «простых рабочих» управлять такой огромной и мощной системой механизмов. Сравнение может показаться банальным, но завод действительно похож на некий живой организм, движение которого не останавливается ни на секунду… хотя нет, останавливается — когда наступает время обеда. Поражает мгновенная реакция всех без исключения рабочих: в течение минуты цех пустеет полностью, а через положенное время так же стремительно наполняется.

Тимлидеры и кьюкосмэны

Если уж речь зашла о рабочих «Джи Эм», то самой интересной их особенностью можно считать очень странный для непосвященных язык — смесь профессионального сленга, американских производственных терминов и родной речи. Оно и понятно — сложно избежать появления новых словоформ в процессе работы на предприятии, где буквально каждая бумажка имеет англоязычный аналог. Так, например, должность бригадира (начальника группы из семи рабочих) на «Джи Эм» получила официальное название team leader. Вы представляете себе мужичка лет под сорок в белой рубашке, которого все так и зовут «Семеныч, наш тимлидер». Причем этот самый мужичок, выступая на ежедневном «митинге» (утреннем собрании) говорит о повышении «кволити», изъясняясь «экшн-планами», «пэйнт-репэйрами» и прочими «кьюкосами» — последнее словечко, кстати, и означает ту самую вездесущую службу контроля за качеством, в оригинале — QCOS, сотрудники которого носят гордое имя «кьюкосмэны». А еще у каждого работника есть «джесы» (JES) — совершенно особые инструкции по выполнению производственных операций. То есть если ты закручиваешь гайку, то должен это делать не абы как, а по «джесам», где твои действия расписаны вплоть до усилия, которое нужно к этой гайке приложить для достижения максимального эффекта. Такие инструкции есть для КАЖДОЙ операции, которая может быть осуществима во время сборки автомобиля! Вы можете себе это представить? «Джесы» составляют абсолютно священный сборник документации «SOS» — Station Operationship.
Кстати, насколько я понял, каждому сотруднику «Джи Эм -АВТОВАЗ», желающему достичь хотя бы статуса бригадира, знать английский язык просто необходимо — большинство руководителей — иностранцы, поэтому и путаница с языками выходит почище вавилонской.

Как оказалось, никаких особых секретов качества у «Джи Эм» нет. Вместо них здесь просчитанные до мелочей рациональность и процесс работы каждого сотрудника — от рядового оператора до самого высокого начальства. Остается впечатление, что «Джи Эм- АВТОВАЗ» — это очень четко отлаженный механизм, имеющий одну понятную установку — на качество. И конфликтов на почве соединения «европейского прагматизма» и «российского размаха» просто не наблюдается — собственно, над этим даже никто и не задумывается. Есть реальные результаты работы — а это самое важное.

01.01.2004

Читайте также

Просмотренные

Данный список поможет вам в любой момент вернуться к просмотренным автомобилям. Он заполняется автоматически, после просмотра очередного автомобиля. Посмотреть авто в наличии

Избранные  автомобили

Список пуст
Написать письмо Тест-драйв Заказать авто Рассчитать кредит
{% if properties.company.Entity.Contacts.legalName %}
{% endif %} {% if properties.company.Entity.Contacts.address %}
$[properties.company.Entity.Contacts.address]
{% endif %} {% if properties.phone %} {% endif %} {% if properties.email %} {% endif %} {% if properties.alias %} {% endif %} {% if properties.url %} {% for url in properties.arrUrl %} {% endfor %} {% endif %}