Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

Александр Черноусов, 32 года, живет в Омске, по образованию инженер информационных технологий в медиаиндустрии, работает в сфере администрирования и IT, увлекается охотой, рыбалкой, автотуризмом, автоспортом (трофи-рейд).

— Когда и почему у вас появилась Chevrolet NIVA?

— Купил в конце 2010 года, до этого почти 8 лет отъездил на ВАЗ 2121 1984 г., машинка нравилась, но хотелось большего комфорта и динамики. И, конечно, полного привода, высокого дорожного просвета и понижающей передачи. Разумеется, никаких «пузотерок». Новые 21214М и 2131 брать не хотелось, по сути ничего особо инновационного, кроме инжекторного двигателя большего объема и гидроусилителя, там не было. УАЗ Патриот тогда был не самого лучшего качества. Машину хотелось именно новую, поэтому б/у «проходимцы» отметались сразу, а такие как Mitsubishi Pajero Sport, Jeep Wrangler, Land Rover Defender просто не влезали в бюджет покупки: в кредит брать не хотелось. Поэтому выбор пал на Chevrolet NIVA GLC, на которой езжу по сей день, то есть, по сути я всю жизнь езжу на «нивах» :) Пробег на сегодняшний день 92 000 км.

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Как эксплуатируете?

— Эксплуатация смешанная: город-трасса-бездорожье. Первые два, к сожалению, преобладают, но и по назначению машина используется по полной программе. Зимой с братьями-джиперами периодически устраиваем снежные ванны, дабы машинка не забывала свое предназначение.

— Для снежных ванн не обойтись без допоборудования...

— Да какие допы? Только хорошую снеговую лопату да приличный рывковый трос. Вот для экспедиций подготовка нужна соответствующая. Из стандартных допов — сигнализация, магнитола, бортовой компьютер, фаркоп, газобалонное оборудование, пороги.

В процессе создания настоящего «проходимца» было установлено много всего: поворотные кулаки с двухрядными подшипниками + усиленные ступицы, стальной корпус редуктора переднего моста, обварен задний мост, установлены редукторы от 2101 с главной парой 4.3 и самоблокирующимися дифференциалами, лифт комплект от F-Design, колеса BFGoodrich Mud Terrain KM2 225/75/16, амортизаторы Tokico, усиленные пружины, силовой бампер с лебедкой, генератор Bosch, который сейчас с завода идет, защита днища от «морды» до раздатки, усиленные карданные валы Белкард, промвал СиМ двухшрусовый, экспедиционный багажник со светодиодной люстрой, шноркель, доработан двигатель (тюнинг ГБЦ, замена распредвала на 44 от ОКБ Двигатель, выпуск 4-2-1, дроссель 54мм).

Также в машине всегда лежат динамический трос, шаклы, хорошая буксировочная стропа, лопата, пара топоров. Ну и, конечно, экспедиционное оборудование: палатка, спальники, плоские канистры под воду и ГСМ, сендтраки, хайджек, газовая плитка, шатер, походная мебель, посуда и прочее.

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Илон Маск позавидовал бы :)

— Люблю комфорт. Но, увы, все упирается в материальную плоскость. В этом году планирую собрать раздаточную коробку с понижением 3.0 и поставить усиленные полуоси и привода. А вообще хочется очень много: принудительные блокировки в мосты, пневмосистему с автоподкачкой колес, колеса 31", двигатель собрать хотя бы 1.8. Машина дает огромный простор для творчества, улучшать и доводить до идеала можно до бесконечности.

— С какой скоростью передвигаетесь, какой расход топлива?

— Езжу в среднем 100–110 км по трассе, больше ей не надо. Эта машина не для гонок, а для размеренного путешествия из точки А в точку Б. Средний расхода газа в летнее время — около 14 литров. Учитывая все железо, навешанное на машину, это нормально.

— Насколько автомобиль ремонтопригоден?

— В свете того, что каталожные номера большинства запчастей начинаются с 210х,211х, 2121 и 2121х, проблем, как правило, не бывает. Это и плюс, и минус. Плюс в том, что почти всегда всё есть в наличии, а минус — нет запаса прочности: все-таки Chevrolet NIVA тяжелее, чем ВАЗ 2121х и тем более «классика», соответственно, нагрузки выше. Был случай, когда в Башкирии машина встала из-за вышедшего из строя сцепления, но новое обнаружилось вдалеке от федеральной трассы в небольшой деревне в придорожном магазинчике автозапчастей. Основные работы стараюсь делать сам, а если по каким-то причинам не могу, еду к товарищу в сервис.

— В каких путешествиях побывали?

— Посетил три Всероссийских слета «шнивоводов» в 2011, 2012 и 2014 годах. Конечно, Монголия с восхождением на перевал Хархираа в 2013-м, а также многочисленные выезды в сибирскую тайгу, включая знаменитые Пять Озер.

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— С них и начнем, ведь это самая мистическая местность в Омской области.

— Об этих местах ходит множества легенд, начиная от их метеоритного происхождения и заканчивая целебными свойствами воды, способной вылечить многие болезни. Я имею в виду пять Озер: Данилово, Линево, Щучье, Шайтан и Потаенное. На мой взгляд, самые интересные — два последних.

Про Шайтан-озеро есть легенда, что вода там «мёртвая» в отличие от других четырех озер, и что оно не всякого к себе подпускает. Да и проехать к нему непросто: местность вокруг заболочена. На одном из ежегодных автопробегов «Внедорожная осень», который как раз был посвящен вышеупомянутым озерам, первая ночевка случилась на берегу Шайтан-озера. До сих пор помню незабываемое ощущение тишины, когда утром стоишь на берегу, вода гладкая, как зеркало, и кажется, будто природа в этом месте застыла и время остановилось. Также вспоминается откуда-то взявшаяся ранним утром на берегу женщина, раздававшая участникам автопробега пирожки. Но я пробовать не рискнул, мало ли, Шайтан-озеро все-таки :)

Про озеро Потаённое тоже ходят легенды, но мы все-таки его посетили. Не зря у него такое «говорящее» название: так хитро расположено, что с дороги его не видно, потому что оно со всех сторон закрыто лесом. Еще одно мистическое место — деревня Окунево, где по легенде находился древний храм бога Ханумана. За деревней на берегу Иртыша было уникальное место — длинный песчаный палец, происхождение которого не совсем понятно. Сейчас его уже нет — смыло... Если вдруг Всероссийский слет «шнивоводов» когда-нибудь будет проходить у нас, непременно организуем экскурсию по этим местам.

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Какие еще сюрпризы ожидают путешественников в ваших краях?

— Наша Омская область просто полна сюрпризов, например, очень необычно встретить на севере липняк, ведь сердцевидная липа не растет в нашем климате. А еще во время трофи-экспедиции «Иртышский Меридиан» мы обнаружили, пожалуй, самый старый в Омской области храм, построенный целиком из дерева. Он находится в Усть-Ишимском районе рядом с деревней Вятка.

Вообще путешествие по сибирской тайге дарит много адреналина: пробираешься в глухой тайге по лесовозной колее, и вдруг обнаруживаешь в ней свежие медвежьи следы. Или однажды на рыбалке на берегу таежной речушки позади нас вдруг затрещали кусты. Мы хором заорали, и «оно» ломанулось от нас сквозь кусты, а потом мы обнаружили буквально в 15 метрах от места, где сидели, следы большого лося. А ведь мог быть и медведь... Да много чего можно вспомнить, и я благодарен своему «проходимцу» за эти яркие впечатления.

— На охоту в тайгу ездите?

— Охочусь в основном на водоплавающую дичь, а для этого в тайгу ехать не обязательно. Уток много подстрелил, а вот гуся еще ни разу не удавалось. Но все впереди.

— Какая в ваших местах водится рыба? Каким уловом можете похвастаться?

— Рыба у нас не слишком выдающаяся: ротан, карась, карп, сазан, лещ, чебак, налим, окунь, судак, щука. Есть осетр и стерлядь, но их ловить нельзя — чревато проблемами с законом. Рекордный улов на моей памяти — это порядка 300 кило щуки и окуня на три экипажа и пять спиннингов. Никаких сетей, клянусь карданом!

— Какое путешествие было самым ярким?

— Самое яркое выделить не могу, на первом месте, конечно, Монголия: природа, рельеф, местные жители. Очень необычно.

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Вы не поверите, но для журналистов, с которыми мы ездили в пробег «По дороге и бездорожью в Шанхай» на трех Chevrolet NIVA, самым ярким впечатлением тоже стала Монголия с пустыней Гоби. А чем славен перевал Хархираа?

— Читал про ваше путешествие. Перевал Хархираа славен тем, что туда на машинах еще никто не поднимался. На южную сторону — точно. Так что мы стали первопроходцами, причем, подъем пятой категории сложности. Целью было — взять высоту 2974 метра. И мы её взяли!

Путь наверх пролегал через высокогорные болота, представляющие собой залитый водой луг, усыпанный кучей валунов приличного размера. И тут помимо риска завязнуть был риск повредить об эти валуны рычаги и прочие элементы подвески. Приходилось тщательно выбирать траекторию движения, и в этой ситуации короткобазность машины стала большим плюсом.

Очень впечатлила природа: первозданная красота, чистейший воздух, в горных ручьях вода прозрачна, как стекло. Но монголы её почему-то не пьют. В каждой деревушке есть что-то типа водокачки, из которой ее можно набрать совершенно бесплатно для питья и готовки.

— Местное население впечатлило?

— Население на тот момент составляло около 3 млн человек, что для такой огромной территории ничтожно мало. Можно было ехать час и не встретить ни одной машины.

Население по мере удаления от границы становилось все более пугливым. Вообще монголы обладают удивительным навыком телепортации: останавливаешься свериться с навигацией, вроде нет никого, и вдруг непонятным образом они материализуются из ниоткуда. По натуре очень любопытны, могут ходить вокруг машины, разглядывать, но трогать ничего не будут. Главное — не обращать на них внимания и ничего не давать, тогда они, скорее всего, уйдут. С детьми — другое дело, они бегают, кричат и вполне могут что-нибудь стянуть. На этот случай у нас были припасены конфеты и печенюшки, которыми мы их угощали.

Как известно, монголы разводят овец, коров, лошадей, поэтому летом живут в своих юртах. Вы их, наверное, видели в своем путешествии. Юрту можно собрать буквально за час и за то же время поставить на новом месте. Для перевоза ее с места на место обычно используется советский грузовик ЗИЛ-130. Так они все лето и пасут скот, кочуя с места на место, а зимой возвращаются в деревушки до следующего лета.

— Скотовод на лошади — привычная картина. А на каких машинах передвигаются остальные?

— Самые ходовые машины в Монголии — ЗИЛ 130 и УАЗ 469 с его модификациями.

У тех, кто побогаче, Toyota Land Cruiser 80-105, как-то встретился даже 200-й Land Cruiser в силовом обвесе. Попадаются Mitsubishi Pajero 2 и его корейская копия Hyundai Galloper. В городах видели корейские легковушки и две Волги: ГАЗ-21 и 3110.

Еще запомнился турбовый Subaru Forester, чей хозяин заправлял его бензином АИ-80. Мне тоже пару раз пришлось его залить, правда, сверху доливал баночку октан-корректора. Все японские машины — с правым рулем, что наводит на мысль об их аукционном происхождении, впрочем, то же и с корейскими машинами. Часто попадались мотоциклисты.

— Наших соотечественников встречали?

— После недели пути безумно захотелось по-человечески помыться, поесть и поспать, поэтому заехали в город Улаангом. Возле гостиницы встретили две машины с российскими номерами: Toyota Camry с блатным номером 777 из Тывы и Mitsubishi Pajero IV с Урала. С уральцами удалось пообщаться. Они всей семьей проехали Гоби и возвращались домой, так вот у них оторвало задний амортизатор, а без него по Монголии ехать смерти подобно — вытрясет всю душу.

— Да, дорог там как таковых нет, одни направления.

— Есть направления, куда идет накатанная колея, их может быть 5–10 или больше. Федеральная трасса выглядит как чищеная грейдером грунтовая дорога, усыпанная щебенкой. Представляете, 50 и более километров «стиральной доски»?

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Легко. Пересекать Гоби, двигаясь к китайской границе, было еще веселее.

— Это, действительно, настоящее испытание для подвески и позвоночника. Поэтому даже 100 километров по Монголии — это очень много. Плюс страшная пылища из-под колес. Шлейф такой, что приходилось удерживать дистанцию метров 300, дабы пыль успевала хоть чуточку осесть, чтобы увидеть дорогу. В этой ситуации очень выручал кондиционер, без него было бы совсем плохо.

— Речки проходили вброд?

— Горные речушки тут в изобилии, поэтому, конечно, приходилось (как у Гребенщикова, да-да). Нам несколько раз попадались застрявшие в реке машины: фура с углем, ЗИЛ, перевозивший юрту.

Благо мы смогли найти объезды, поэтому старались как можно меньше двигаться по «федералкам» и ехали по грунтовкам или прокладывали свои, если позволял рельеф местности. Такие дороги машинам были явно не на пользу: от тряски раскручивались резьбовые соединения, воздушный и салонный фильтры забивались пылью, проникающей в салон даже при закрытых окнах и включенной рециркуляции. Я до сих пор нахожу ее в укромных уголках машины.

Отзывы о Шевроле НИВА — Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Много поменяли расходников?

— Ежедневный ритуал сводился к тому, что лезешь с ключами под машину, подтягиваешь ослабевшие болты-гайки, вынимаешь воздушный фильтр в том состоянии, будто его не меняли лет пять, вытряхиваешь пыль и ставишь на место. Но его хватало дня на три, ибо он насквозь становился серым. За всю поездку я пять раз менял воздушный фильтр и три раза салонный. У других машин стояли шноркели с насадками в виде циклона-пылеуловителя, в этом плане им было полегче. Что мешало уважаемому F-Design сделать шноркель с подобной насадкой, непонятно. Надеюсь, они исправятся. И все-таки, несмотря на все неудобства, очень хочется туда вернуться, что я и планирую в ближайшие пару лет.

— А теперь экстремальная ситуация, в которой Chevrolet NIVA показала себя достойно.

— Да много их было... Навскидку припоминаю момент первого серьезного выезда в тайгу на наш традиционный «Внедорожный Первомай» 2012 года. Тогда было очень много воды, и по неопытности, застряв в грязевом месиве, начал панически буксовать, пока сцепление не задымилось. Машина после этого перестала ехать и застревала даже в мелких лужицах. Но потом сцепление остыло, и машина поехала. На этом сцеплении я без проблем проехал свыше 300 км до дома, потом укатил в Нижний Новгород на слет, где покатался в Кубке клуба и по окрестностям. К сожалению, сцепление «сдохло» где-то посреди Башкирии, но тут сам виноват: надо было поменять по приезде из тайги.

Ну, и был эпизод в Монголии, когда мы попали на какой-то национальный праздник, и все границы закрылись на 3 дня. Изначально мы хотели выйти в Туве, но на таможне нас ожидало неприятное известие. Впрочем, удалось выведать у пограничников, что граница в Ташанте, через которую мы заходили, откроется на день раньше. А поскольку многим из нас надо было вернуться в Омск к определенной дате, решили ехать до первой границы. А это почти 600 км. Тот, кто был в Монголии, знает, что это очень много, но мы это расстояние преодолели за день. Это была сумасшедшая гонка, и я совершил ошибку.

Когда до границы оставалось километров 20, я невольно сократил дистанцию, и в облаке пыли от впереди идущей машины не заметил яму, в которую влетел передним левым колесом. В результате удара оторвалось верхнее крепление амортизатора, лопнул стабилизатор, повредился тормозной шланг и перебило тормозную трубку, которую конструкторы зачем-то прикрепили к верхнему домику амортизатора.

Помимо этого, погнуло чулок заднего моста, и подшипник полуоси начал издавать щелчки, но о чулке я узнал уже дома, когда машину вывесили на подъемник. Колесо и диск (штатное литье) на удивление остались целыми. Трубку мы оперативно заглушили, амортизатор открутили и поехали дальше. После успешного пересечения границы нашли мастерскую, приварили крепление амортизатора на место, но тормозной трубки и шланга от 2123 в местных автомагазинчиках не оказалось, поэтому шланг взяли от 2110 (он подходил по резьбе, но был короче). Трубку же взяли просто подходящую по длине, ибо по сути они все от «жигулей». Это к вопросу о ремонтопригодности машины. Правда, приваренное крепление километров через 10 отвалилось, поэтому амортизатор вместе с домиком был снят во избежание повторного повреждения тормозной магистрали.

В результате всю дорогу от Кош-Агача до Омска я ехал без амортизатора и стабилизатора с водительской стороны со щелкающим подшипником полуоси, при этом следуя скоростному режиму в 100-110 км/час. Подшипник героически выдержал путь до дома, и признаки разрушения начал показывать уже после прибытия в Омск.

— И последнее. Что скажет Dikiymen о Chevrolet NIVA?

— Нет плохих машин, есть неправильный выбор. Но это не про меня. В моем случае это именно та машина, которая нужна мне для собственных целей. Она очень универсальна: можно в глухую тайгу, а можно и в дальнюю экспедицию. Багажник бы вот только побольше, и цены бы ей не было :)

 



Поделиться:


К списку публикаций
Остались вопросы?
Спросите наших консультантов или закажите звонок