Периодически вам следует пересматривать правила дорожного движения, поскольку иногда вводятся новые обозначения, о которых вы можете просто не знать. На этой странице вы можете увидеть все новые и действующие дорожные знаки для правил дорожного движения 2022 года с комментариями и иллюстрациями.
История
Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.
После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума.
Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.
Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.
Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.
Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.
Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать. Применимо как к легковым авто, так и внедорожникам.
Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».
Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда.
Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю.
Предупреждающие знаки
Предупреждающие дорожные знаки в этой группе информируют автомобилистов об опасном участке дороги, требующем от водителя действий. В большинстве случаев предупреждающие знаки представляют собой треугольник с красной рамкой.
Запрещающие дорожные знаки
Как следует из названия раздела, запрещающие знаки запрещают водителю выполнять определенные действия. Этот раздел достаточно обширный, а по изображениям знаков не всегда можно определить их значения.
Рассмотрим пример, связанный с нарушением требований дорожного знака въезд запрещен (кирпич). Наказание за данное нарушение напрямую зависит от того, на какую дорогу выезжает водитель.
Если знак установлен перед въездом на территорию организации или на дворовую территорию, то речь идет об обычном нарушении требований дорожных знаков (500 рублей).
Если же знак запрещает въезд на дорогу с односторонним движением, то нарушение повлечет штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Знаки для экономии
Это когда вместо двух указателей используется один. Например, парковка для инвалидов сейчас обозначается несколькими знаками: «Парковка» и табличкой дополнительной информации «Инвалиды». Такая же ситуация с платными стоянками — места отмечены двумя указателями.
Теперь официально разрешено использовать одно полотно, на котором есть несколько пиктограмм.
Такие объединенные знаки экономят деньги, так как надо ставить меньше указателей. Да и просто визуальный мусор убирается — указатели не привлекают внимание.
Знаки-подсказки
Появились новые варианты знаков начала полосы. Они более информативны. Автомобилист заранее видит, что появившийся дополнительный ряд заканчивается обязательным поворотом или разворотом.
Водитель заранее может отличить обычное расширение дороги от кармана для принудительного маневра.
Новые знаки
Знак «Уступи всем и можно направо». Разрешает водителям поворачивать направо под красный сигнал светофора. Главное — пропустить сначала всех остальных участников движения.
Знак «Диагональный пешеходный переход». Указатель создан и для водителей, и для пешеходов. Автомобилисты должны быть готовы к тому, что люди на перекрестке могут неожиданно пойти по диагонали. И пусть пешеходы знают о возможности пересечь дорогу наискосок.
Знак «Въезд на перекресток в случае затора запрещен». Если ставят знак, то на перекрестке обязательно наносят желтую разметку. Краска показывает пересечение дорог. Водители, которые останутся на желтом квадрате после включения красного света, получат штраф в 100 рублей. Потому что по правилам выезжать на занятый перекресток нельзя.
Знаки сервиса
Это те ДЗ, которые не содержат предписания и не несут обязательств для водителя и пешехода. Их функционал – сообщение информации и только.
Знаки дополнительной информации (уточняющие таблички)
В 90% случаев они устанавливаются вместе с одним из основных знаков. Поэтому дополняют его обозначение и более подробно разъясняют водителям их действия.
Это могут быть, например, информация о:
- рабочих днях;
- опасной обочине;
- Недопустимости проезда с фаркопом;
- влажном покрытии.
Большая часть ДЗ интуитивно понятна каждому, поэтому они редко вызывают вопросы.
Несколько слов о предварительном национальном стандарте
Новый стандарт разрабатывался достаточно долго и тщательно, что позволяет быть уверенным в успешном переводе его в статус ГОСТа.
«ПНСТ состоит из двух частей. Поэтому изучить дорожные знаки нового типа с пояснениями в картинках в 2022 году сможет каждый автолюбитель без особых хлопот. Водителям доступны не только сами графические изображения, но и схемы их использования, что значительно упрощает самостоятельный процесс изучения.»
Стандарт на сегодняшний момент применяется только в четырех населенных пунктах и результат апробации уже сейчас можно считать положительным за исключением одного момента – водители тяжело привыкают к необходимости вертеть головой и осматривать в поисках ДЗ подворотни, фасады и заборы. Ведь и они, согласно новым правилам, становятся законными площадками для размещения дорожных указателей.
Все новые ДЗ делятся на две категории:
- знакомые или имеющие аналоги;
- уникальные.
Первая группа состоит из следующих знаков:
- запрет остановки/стоянки;
- определение направления движения по полосам;
- начало/конец полосы;
- автобусная/троллейбусная остановка;
- поворот направо на красный свет;
- парковка.
Уникальных дорожных знаков довольно много, и они формируют несколько объемных групп.
Первая затрагивает вопросы парковки:
- внеуличная;
- под углом к тротуару;
- общее количество мест для авто.
Во вторую входят запрещающие и предписывающие ДЗ:
- запрет на въезд на перекресток в случае затора;
- направление на следующем перекрестке и не только.
Заключение
В правила дорожного движения периодически добавляют новые знаки. Ведь в стране активно развивается институт платных парковок, бесконечно дорабатывают систему видеомониторинга и привносят прочие новшества. Мы собрали все новые знаки, которые появились в России с 2017 по 2022 годы.