Относительно бюджетная модель отечественного производства чрезвычайно распространена среди автомобилистов стран СНГ благодаря невысокой стоимости и достаточной проходимости кроссовера. Легкий внедорожник выделяется среди аналогов благодаря сочетанию эксплуатационных качеств и минимальной цены.
Отдельной темой для разговора является надежность машины. Электронные узлы и агрегаты машины нередко выходят из строя по причине недостаточной надежности электронных узлов.
Обстоятельство порождает среди автолюбителей вопросы по типу, как выглядит распиновка Нива Шевроле и каким образом можно починить ее конструкцию.
Составляющие электропроводки
Стандартная схема проводки Нива Шевроле разбита на несколько участков для лучшей ремонтопригодности и простоты обслуживания.
- Передняя часть – комплект кабелей соединяет все оборудование, расположенное в подкапотном пространстве авто.
- Салонная часть – узел дополнительно разбит на независимые зоны, что позволяет запитывать разные группы оборудования без риска повредить или перегрузить основные элементы.
- Отсек приборной панели – пучок кабелей объединяет магистрали от всех датчиков, сенсоров и индикаторов.
- Кормовой узел – пучок отвечает за напряжение и контроль оборудованием, расположенным в кормовой стороне автомобиля.
Электрическая схема Нива Шевроле
- Правая блок-фара
- Звуковой сигнал
- Лампа подкапотная
- Выключатель подкапотной лампы
- Стартер
- Аккумуляторная батарея
- Генератор
- Датчик температуры воздуха
- Левая блок-фара
- Переключатель электростеклоподъёмника правой передней двери
- Моторедукторы электростеклоподъёмников
- Выключатели в стойках дверей
- Моторедукторы блокировки замков дверей
- Колодка подключения к правой передней колонке
- Электродвигатель отопителя
- Датчик скорости
- Электродвигатель омывателя ветрового стекла
- Электродвигатель очистителя ветрового стекла
- Выключатель в стойке двери водителя
- Моторедуктор блокировки замка двери водителя
- Датчик уровня тормозной жидкости
- Колодка подключения к левой передней колонке
- Переключатель электростеклоподъёмника правой передней двери
- Переключатель электростеклоподъёмника левой передней двери
- Монтажный блок
- Реле включения электростеклоподъёмников
- Реле включения звукового сигнала
- Колодка диагностики
- Блок управления системы блокировки замков дверей
- Колодка подключения к жгуту проводов системы обогрева передних сидений
- Колодка подключения к жгуту проводов системы впрыска
- Комбинация приборов
- Правый боковой указатель поворота
- Лампа освещения вещевого ящика
- Выключатель лампы освещения вещевого ящика
- Выключатель зажигания
- Выключатель стоп-сигнала
- Выключатель лампы света заднего хода
- Блок контрольных ламп
- Регулятор коррекции света фар
- Регулятор освещения приборов
- Подрулевой переключатель
- Левый боковой указатель поворота
- Переключатель электродвигателя отопителя
- Дополнительный резистор
- Датчик включения ручного тормоза
- Выключатель задних противотуманных огней
- Выключатель обогрева заднего стекла
- Переключатель наружного освещения
- Выключатель аварийной сигнализации
- Колодка подключения к правой задней колонке
- Электробензонасос с датчиком уровня топлива
- Лампы подсветки рычагов управления отопителем
- Датчик включения дифференциала
- Прикуриватель
- Блок управления автомобильной противоугонной системы
- Плафон освещения салона
- Плафон индивидуального освещения салона
- Колодка подключения к радиоаппарату
- Колодка подключения к левой задней колонке
- Правый задний фонарь
- Фонарь освещения багажника
- Фонари освещения номерного знака
- Электродвигатель омывателя заднего стекла
- Электродвигатель очистителя заднего стекла
- Элемент обогрева заднего стекла
- Дополнительный сигнал торможения
- Левый задний фонарь
На данной схеме не показаны точки соединения и колодки жгутов проводов. Наряду с буквенным обозначением цвета проводов применяется обозначение номера элемента схемы, к которому направляется данный провод, например «-7-«. Условные обозначения «-S-» и «-G-» означают, что элемент имеет соединение с несколькими элементами схемы или с точкой заземления соответственно.
Для монтажного блока вместо его численного обозначения указывается номер колодки, например «-Х1-«. В некоторых случаях кроме обозначения номера элемента приводится через косую дробь и номер контакта, например «-42/49aR-«.
Схема соединения жгута переднего
- фара правая;
- противотуманная фара правая;
- сигнал звуковой;
- датчик температуры воздуха;
- противотуманная фара левая;
- фара левая;
- стартер;
- батарея аккумуляторная;
- генератор;
- электродвигатель стеклоочистителя;
- электродвигатель омывателей;
- колодки жгута АКБ и стартера и жгута переднего;
- колодки жгута переднего к жгуту панели приборов;
- выключатель подкапотной лампы;
- лампа подкапотная;
- датчик уровня тормозной жидкости;
- А1, А2, A3, А4- точки заземления жгута переднего.
Схема соединений системы зажигания
- контроллер;
- электровентилятор системы охлаждения двигателя правый;
- электровентилятор системы охлаждения двигателя левый;
- модуль зажигания;
- форсунки;
- резистор;
- колодка жгута системы зажигания к колодке жгута форсунок;
- колодка жгута форсунок к колодке жгута системы зажигания;
- датчик контрольной лампы давления;
- датчик массового расхода воздуха;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- датчик положения дроссельной заслонки;
- регулятор холостого хода;
- датчик кислорода;
- датчик положения коленчатого вала; 17-датчик детонации;
- электромагнитный клапан продувки адсорбера;
- датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- реле дополнительное;
- реле электровентилятора правого;
- предохранитель цепи питания правого электровентилятора;
- реле электровентилятора левого;
- предохранитель цепи питания левого электровентилятора;
- реле электробензонасоса;
- предохранитель цепи питанияэлектробензонасоса;
- предохранитель реле зажигания
- реле зажигания;
- предохранитель цепи питания контроллер
- колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
- А — «минус» аккумуляторной батареи;
Схема электрических соединений жгута заднего
- колодка жгута заднего к жгуту правой
- передней двери;
- 2 — колодка жгута заднего к жгуту панели
- приборов;
- 3 — колодка жгута заднего к жгуту левой
- передней двери;
- 4 — боковой указатель поворотов правый;
- 5 — датчик ручного тормоза;
- 6 — плафон индивидуального освещения;
- 7 — плафон освещения салона;
- 8 — блок управления блокировками дверей;
- 9 -датчик включения дифференциала;
- 10 — боковой указатель поворотов левый;
- 11 — колодки жгута заднего к
- громкоговорителю заднему правому;
- 12 — датчик скорости автомобиля;
- 13 — электробензонасос;
- 14 — фонарь освещения багажника;
- 15 — выключатель ламп света заднего хода;
- 16 — блок управления электрозеркаламп;
- 17 — колодки жгута заднего к
- громкоговорителю заднему левому;
- 18 — колодка жгута заднего к жгуту правой
- задней двери;
- 19 — колодка жгута задней правой двери
- к жгуту заднему;
- 20 — фонарь правый;
- 21 — колодки жгута заднего и жгута
- фонарей освещения номерного знака;
- 22, 23 — фонари освещения номерного
- 24 — колодка жгута заднего к жгуту
- обогрева сидений;
- 25 — колодка жгута обогрева сидений
- к жгуту заднему;
- 26 — колодка жгута заднего к жгуту
- заднем удополнительному;
- 27 — фонарь левый;
- 28 — колодка жгута заднего к жгуту левой
- задней двери;
- 29 — колодка жгута задней левой двери
- к жгуту заднему;
- 30 — сигнализатор открытия замка правой
- задней двери;
- 31 — электроблокиратор правой задней двери;
- 32 — электрообогреватель правого сидения;
- 33 — блок управления электрообогревом;
- 34 — электрообогреватель левого сидения;
- 35 — сигнализатор открытия замка левой
- задней двери;
- 36 — электроблокиратор левой задней двери;
- А1, А2, A3 — точки заземления жгута заднего;
- А4 — точка заземления жгута ФОНЗ.
Общая информация
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.
При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи пуска двигателя, генератора.
Электродвигатели мотор редукторов очистителей ветрового стекла и стекла двери задка защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Мощные потребители (фары, электродвигатели вентиляторов системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.
Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне под панелью приборов, слева от рулевой колонки. Номинальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице. Блок реле и предохранителей системы управления двигателем прикреплен к кронштейну контроллера.
На автомобиле с кондиционером предохранитель (10 А) и реле компрессора кондиционера установлены на левой стойке поперечины панели приборов и закрыты экраном консоли панели приборов.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства и управляемый ключом зажигания с места водителя.
Проверка генератора
На автомобилях устанавливают генераторы 9402.3701-01, 5112.3771 или 9402.3701-04. Пускаем двигатель, даем ему поработать несколько минут и доводим обороты коленчатого вала двигателя до 3000 мин*1. Включаем все потребители: дальний свет фар, обогрев стекла двери багажного отделения, вентилятор отопителя и т.д.
Вольтметром замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13,0 В. Если это не так — неисправны регулятор напряжения, обмотки генератора или окислены контактные кольца ротора генератора.
Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключаем все потребители, кроме дальнего света фар, и вновь измеряем напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2-14,7 В.
Для проверки регулятора напряжения, снятого с генератора подсоединяем к щеткам лампу (1-3 Вт, 12 В), а к выводам щеткодержателя — источник питания постоянного тока, вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В. В первом случае лампа должна гореть, во втором — нет. Если лампа горит в обоих случаях — в регуляторе пробой, если не горит — обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора напряжения. В обоих случаях щеткодержатель с регулятором напряжения необходимо заменить.
Для проверки обмотки ротора нужно снять щеткодержатель с регулятором напряжения. Для проверки короткого замыкания обмотки ротора на «массу» подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу и корпусу генератора. Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на «массу» и ротор нужно заменить.
Для проверки обрыва обмотки ротора подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к контактным кольцам. Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв и ротор необходимо заменить.
Осматриваем обмотки статора. На изоляции обмоток не должно быть следов перегрева, который является следствием короткого замыкания в вентилях выпрямительного блока. Если на обмотках есть следы перегрева, статор необходимо заменить.
Для проверки обмоток статора нужно отсоединить выводы обмоток от выпрямительного блока. Для проверки обрыва в обмотках подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводам обмоток. Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв.
Аналогично проверяем остальные обмотки. Для проверки короткого замыкания обмотки статора на «массу» подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводу обмотки и корпусу генератора. Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на «массу».
Аналогично проверяем остальные обмотки. Проверку вентилей выпрямительного блока можно выполнить на автомобиле, не снимая генератор. «Плюс» тестера (в режиме омметра) подсоединяем к выводу В+ генератора, а «минус» — к его корпусу.
Тестер должен показать бесконечность. В противном случае и в блоке положительных, и в блоке отрицательных вентилей имеется короткое замыкание.
Для проверки замыкания в положительных вентилях «плюс» тестера (в режиме омметра) подсоединяем к выводу В+ генератора, а «минус» — к выводу одной из фазных обмоток статора. Тестер должен показать бесконечность. Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько положительных вентилей.
Для проверки замыкания в отрицательных вентилях «плюс» тестера (в режиме омметра) подсоединяем к выводу одной из фазных обмоток статора, а «минус» — к корпусу генератора. Тестер должен показать бесконечность. Если тестер показывает наличие цепи — пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на «массу».
Замыкание дополнительных диодов у генераторов 9402.3701-01 и 5112.3771 можно проверить, подключив «+» батареи через лампу к выводу «D» генератора, а «-» — к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов «пробиты».
Обрыв в основных вентилях определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой). Однако это может быть также следствием обрыва или замыкания в обмотках генератора.
Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на выводе «D» (ниже 14 В) при средней частоте вращения ротора генератора. Выпрямительный блок при выходе из строя даже одного диода рекомендуется заменять в сборе.
Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование CHEVROLET NIVA» содержит подробные цветные схемы электрооборудования автомобиля (выпуска до 2009 и с 2009 года) с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 1,7 л.
Кроме схем в книге представлены цветные фотографии с описанием операций по снятию и ремонту генератора и стартера, а также по замене ламп. Книга предназначена для водителей, желающих обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО.
Схема соединений монтажного блока предохранителей и реле (наружная цифра в обозначении наконечника провода — номер колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера): а — до 2009 года.; б — с 2009 года.
Профилактика
Для предупреждения поломок, производитель рекомендует придерживаться нескольких советов.
- Один раз в год обрабатывать все клеммы и разъемы специальным маслом – это предупредит образование окислов.
- Периодически проверять плотность креплений контактных разъемов. При расшатывании соединений возможно образование коротких замыканий или снижения проводимости цепи, что будет воспринято ЭБУ как отказ механизма.
- Проверять степень изношенности силовых кабелей и магистралей. При активной эксплуатации автомобиля, оплетки, изготовленные из гибкого полимера, могут износиться и растрескаться. Это обстоятельство может спровоцировать короткие замыкания и механическое осыпание изоляторов. Следовательно, лучше предупредить поломку, чем ее устранять.
Если придерживаться перечисленных правил автомобиль будет служить долго и качественно все время.
Что делать в случае поломки
При обнаружении серьезных проблем производитель рекомендует немедленно загнать машину на ремонт. Эксплуатация машины с неисправной электрической частью может стать причиной серьезных дефектов или возникновения аварийных ситуаций на дороге.
Также при езде со сломанными осветителями или габаритами сотрудники ГАИ могут выписать штраф или предупреждение.
Заключение
Электросхема Нива Шевроле отличается от проводок аналогичных моделей благодаря своей простоте и легкости ремонта. В устройстве нет высоко сложных агрегатов и деталей, которые проблематично заменить. Благодаря примитивности конструкции, пользователь может самостоятельно починить машину, без привлечения сторонних специалистов.