Какие бывают виды автодомов 2024 и чем Альковен лучше

Альковен 2023 Интересное

Дома на колесах как универсальные средства передвижения и проживания знакомы людям с давних времен. Большие расстояния с относительным комфортом преодолевались на лошадях, в повозках, кибитках, каретах.

В 19 веке лошадиную тягу сменили паровозы, а затем двигатели внутреннего сгорания. А уже в 20 веке дома на колесах своим техническим оснащением смогли удовлетворить все базовые потребности человека. Индустрия строительства автомобилей для проживания стала полноценной отраслью промышленности в странах Европы и Америки. А для определенной части населения, особенно в США, автодома стали не просто средством передвижения и путешествий, но даже местом постоянного проживания.

Какие бывают современные автодома

Виды автодомов можно условно разделить на 3 категории:

  • Альков;
  • полуинтегрированные;
  • интегрированные.

Альковен

Отличительный признак — надстройка над крышей водителя (альков), в которой размещается дополнительная двуспальная кровать. Вместительность таких домов до 7 человек.

Вся конструкция жилого модуля (стены, пол и крыша) делается на заводе из специальных сэндвич панелей, это улучшает теплоизоляцию автодома. К тому же, жилой модуль намного шире стандартного микроавтобуса, за счет чего увеличивается внутренний простор автодома.

Несмотря на новые тенденции в дизайне, альков остается одним из самых популярных фругонов. Альковные автодома также известны, как автодома класса С. Конструкторы решили использовать площадь над кабиной автомобиля и создали надстройку, в которой разместили дополнительное спальное место. Большинство автодомов альковного типа в Европе изготавливаются на шасси Ford и Fiat.

Альковен 2023

Обычно в алькове располагается большая двуспальная кровать. Альковная конструкция автодома подразумевает высокий потолок и много свободного места, а значит и больше воздуха, больше функционального пространства внутри. Владельцы автодомов говорят о том, что альков — любимое место отдыха детей, удобное место для хранения белья, лишней одежды и просто дополнительное пространство для любых целей. Учитывая ценность каждого сантиметра в автодоме, альков — это фактически еще одна комната в вашем доме на колесах.

Хороший производитель кемперов обязательно подводит в альков теплый воздух, устанавливает люк и окно, а также светильники. Важным элементом алькова является страховочная сетка и занавески. Для того чтобы попасть в альков чаще всего используют приставную лестницу.

Классическая планировка альковного автодома, как правило, просторна и универсальна, здесь свободно может разместиться большая семья или компания друзей. Популярность таких автодомов имела и взлеты, и падения, но несмотря ни на что альковные автодома выпускались и продолжают выпускаться на многих заводах по всему миру (Adria — Словения, Burstner — Германия, Fleetwood — США), а альков уже давно стал неотъемлемым символом караванинга.

Виды автодомов

Начнём с простого: автодом, кемпер или дом на колесах — это собирательное название любых транспортных средств для путешествий. Так называют и прицепы (без двигателя и кабины водителя), и полноприводные автодома. Официальной классификации автодомов в России пока что не существует, поэтому наши соотечественники чаще всего пользуются обозначениями, пришедшими от наших ближайших соседей — из европейских стран, иногда не до конца понимая, что означает какое-либо название.

Далее рассмотрим какие бывают автодома.

Кемпервен

Мечта любого путешественника! Компактная квартира на колесах — живешь и едешь со всеми удобствами.

От англ. campervan или camper van — фургон для путешествий

Так называют компактные дома на колёсах, созданные на основе минивенов. Самые популярные кемпервены, которые вы скорее всего встречали на дорогах, построены на базе Volkswagen T6, Mercedes Viano и Hyundai Starex. Ввиду компактных размеров, кемпервены оснащаются небольшой кухней и подъёмной крышей, в которой размещаются два спальных места.

Иногда встречается ошибочное произношение «кемперван», копирующее английское написание «campervan», но, согласно правилам чтения, так говорить неправильно.

Какие бывают виды автодомов 2024 и чем Альковен лучше

Кемпер — гибрид жилья и транспортного средства. Снаружи выглядят как автобус или минивэн, а внутри как квартира или студия. Здесь есть спальные места, кухня, душ, туалет. Даже самая небольшая модель кемпера может быть оборудована телевизором, кофе-машиной, спутниковой антенной, навесами для велосипедов и т. д.

Во время движения удобства работают от автомобильного аккумулятора, во время стоянки – на газу или от внешнего источника электричества (в кемпингах).

Кемперы бывают: альковные, интегрированные и жилые минивэны (кастенвагены).

Кастенваген

От нем. kastenwagen — закрытый панельный фургон

Кастенваген это автодом на базе цельнометаллического фургона или микроавтобуса (Mercedes Sprinter, Fiat Ducato, Renault Master, Газель Next). Отличается от кемпервена размерами и высотой — пассажиры в кастенвагенах могут находиться в салоне стоя в полный рост. Идеальное решение для двоих путешественников.

В России кастенвагены ценят ещё и за неприметный внешний вид — цельнометаллический кузов скрывает начинку автодома, не привлекая внимания к оснащению транспортного средства.

Кастенваген 2023

Караван, жилой прицеп или прицеп-дача

Тут можно хоть дом сколотить и прицепить его к авто. Он похож на полноценное жилище с санузлом, душевой кабиной, обогревателями, необходимой мебелью и с несколькими комнатами.  Его еще называет прицеп-дача — европейцы любят отправляться в них на отдых к берегу моря или в горы.

Прицеп, оснащенный всем необходимым для путешествия. Для передвижения каравану необходим автомобиль-тягач, что даёт большую мобильность и свободу передвижения — автопутешественники с караваном, всегда могут оставить свой дом на колёсах на стоянке и отправиться исследовать сложные маршруты на автомобиле.

Караваны выпускаются любых размеров и классов: от компактных и лёгких моделей, до люксовых многоосных вариантов, подходящих для путешествий в большой компании или семьи.

Преимущества использования прицепа-дачи:

  • В любой момент можно отцепить прицеп и дальше передвигаться на своём привычном транспортном средстве.
  • Невысокая стоимость по сравнению с автодомами.
  • Можно сэкономить на проживании.

Недостатки использования прицепа-дачи:

  • Низкая скорость перемещения по дороге (не более 80-90 км/час).
  • Плохая манёвренность.
  • Во многих европейских городах не разрешаться въезд на прицепах-дачах.
  • При движении в прицепе запрещено находится пассажирам.

автодом 2023

Жилой модуль

Жилой модуль — это специальная лёгкосъёмная конструкция жилого отсека, устанавливаемая в кузов грузового автомобиля (например, в пикап) или прицепа. В России жилые модули значительно чаще других видов автодомов собирают самостоятельно, поэтому их оснащение может быть самым разнообразным.

Полуинтегрированный автодом

Автодом, построенный на шасси (базе) серийного производства с кабиной. Вам точно знакомы модели немецкой компании Bürstner с узнаваемыми очертаниями кабины производства Mercedes или Fiat. А в итальянских полуинтегрированных домах на колёсах от Rimor вы легко узнаете шасси Renault и Ford.

Ведущие европейские заводы выпускают основу-шасси для различной спецтехники (в том числе и для автодомов). Производители домов на колёсах используют такие серийные шасси для создания техники под собственным брендом. Благодаря такому подходу, каждая компания, участвующая в создании автодома, сосредотачивает усилия только на своей профильной деятельности.

В России полуинтегрированные автодома на базе Газель Некст или аналогичных моделей не редко собирают самостоятельно различные умельцы.

Какие бывают виды автодомов 2024 и чем Альковен лучше

Интегрированный автодом

Создаётся на серийных шасси без кабины и отличается от полуинтегрированных автодомов однообъёмным кузовом вагонной компоновки. Внешний вид кузова интегрированных автодомов уникален и полностью разработан в компании-производителе дома на колёсах.

Отличием интегрированных автодомов является полностью индивидуальная конструкция, отличная от таковой для серийных транспортных средств. Индивидуальный дизайн имеет не только основной кузов, но и кабина автомобиля, а из заводских элементов сохраняется лишь шасси и трансмиссия, а также силовой агрегат.

Кабина интегрируется в жилой отсек, что и обуславливает наименование автодомов данного класса. Ввиду сложности постройки такие автодома дороже прочих домов на колесах, но они оказываются заметно удобнее и практически всегда поставляются в максимальной комплектации с премиальным уровнем отделки.

К достоинствам интегрированных домов можно отнести:

  • высокие скоростные характеристики и отличную аэродинамику благодаря обтекаемому кузову индивидуального дизайна;
  • хорошая обзорность, которая достигается с использованием панорамного остекления;
  • наилучшая вместительность жилой зоны;
  • хорошая теплоизоляция, которая достигается посредством использования теплоизолированных кабин;
  • наличие зимней подготовки и жидкостной системы отопления в большинстве моделей.

Из недостатков отмечается:

  • высокая стоимость;
  • небольшой дорожный просвет.

Интегрированные дома на колесах хорошо подходят для семейного отдыха и бизнеса (как мобильный офис или транспортное средство «дальнего действия» для поездок в удаленные регионы).

Альковный автодом или альковен

Автодом максимальной вместительности, построенный на серийном шасси с кабиной. Отличительная особенность внешнего вида таких домов на колёсах — заметная надстройка (альков) над кабиной водителя, в которой располагается два спальных места.

Прицеп-палатка

Название говорит само за себя — к машине прикрепляется палатка, собирать и разбирать которую нужно на каждой остановке. Есть предельно простые конструкции, которые только создают навес и обеспечивают людей спальными местами. Но есть куда более усовершенствованные автоприцепы, где совмещается: спальная зона, мебель, освещение, кухонное оборудование.

На отечественном рынке известны такие марки прицепов-палаток: скиф, пикник, купава, викинг, Camp-Let.

Компактный прицеп для легковых автомобилей, трансформирующийся в просторную палатку с небольшой кухней. В СССР довольно долго выпускался туристический прицеп-палатка «Скиф» — миниатюрный любимчик автопутешественников, охотников и рыболовов.

Дом-автобус

Его преимущество — габариты, поэтому такой автодом можно поделить на несколько жилых зон: рабочий кабинет, кухня, туалет, ванная, спальня, гостиная и даже гараж.

Здесь есть солнечные модули на крыше, светодиодная разводка, вентиляция и водонагреватель. Когда батареи разряжены, можно готовить пищу на газовой плите. Стены автодома утеплены современным изолятором, чтобы можно комфортно путешествовать зимой. Внутренняя отделка из светлого дерева.

Кухня достаточно просторная для обычного дома на колесах и рассчитана на работу двух человек. На длинной деревянной столешнице расположены глубокая раковина, плита из двух конфорок, микроволновая печь, холодильник и встроенные шкафчики.

Не во всех автодомах найдется отдельная гостиная. Здесь она состоит из большого дивана, кресел и отдельного обеденного стола.

Предусмотрены даже два рабочих места с компьютерами, ящиками, розетками и системным блоком. Все максимально продумано и удобно.

Спальня — большая двухспальная кровать, расположенная в задней части автобуса на возвышении.

Над изголовьем установлены два светильника и несколько деревянных книжных полок. Изюминка — небольшой стеклянный люк на потолке.

Дом прицеп из 70-х

В интерьере старого прицепа можно сохранить эстетику 70-х . Планировка, очертание мебели и предметов декора — все говорит о духе того времени.

  • Интерьер выполнен в спокойных бело-серых тонах, яркие акценты — занавески и постельное белье с характерным для 70-х  цветочным узором.
  • Автодом очень светлый из-за большого количества окон.
  • В прицепе есть кухня (белый кухонный гарнитур с подсветкой, две раковины, духовка, плита и большой холодильник).
  • Столовая (стол из темного дерева, два дивана, раскладывающиеся в полноценную двуспальную кровать и хрустальная люстра на потолке).
  • Спальня (две кровати, встроенные шкафчики у потолка, два больших окна по обеим стенам).
  • Очень уютный и светлый домик для путешествий.

Американская классика класса люкс

Если европейцы производят автодома в минимальной стандартной комплектации, то американцы создают дополнительные удобства — кондиционеры, CD-аудиосистемы, ТВ, полноразмерные туалеты и душевые кабины. Для американцев комфорт — первый пункт в путешествии.

Они изобрели систему слайдеров (выдвижных стен) для увеличения жилого пространства автодомов.  Во многих случаях данная конструкция увеличивает окончательную стоимость автодома. Продумали много важных мелочей. Например, раковина (их две, как на всех кухнях в США) закрываются сверху, что превращает стойку в большой стол, удобный для приготовления пищи. Плита тоже закрывается крышкой.

Все плиты газовые, на 3-4 конфорки, с духовкой и ничем от домашних плит не отличаются. Утром кофеварка сварит кофе, из тостера выскочат тосты, посудомоечная машина вымоет чашки, и вы можете завтракать и смотреть любимое шоу по телевизору. Как в обычной квартире.

Какие бывают виды автодомов 2024 и чем Альковен лучше

Гостиная — прежде всего уютное пространство для общения. Обычно устанавливается широкий диван, пара кресел, комод, плазменный телевизор со спутниковой антенной.

Столовая рассчитана в основном рассчитана на четверых человек, которые могут разместиться у большого панорамного окна. Под сиденьями располагается место для хранения вещей. На ночь столовую зону можно трансформировать в комфортную кровать на двоих.

В автодомах класса люкс центр спальни — это просторная кровать с тумбочками и встроенными ящиками для хранения белья, плазменным телевизором. Минимальная ширина любой кровати составляет 90 см, максимальная — 200 см и более. Санузел находится в отдельной комнате. С одной стороны располагается туалет, с другой — душ. В ванной зоне установлена вентиляция. Вся сантехника хромированная. В ванной есть полотенцесушитель, а полы с подогревом.

Какая категория прав нужна для вождения автодома

Часто спрашивают: какая категория прав нужна для управления автодомом. Основной критерий: если масса автодома не превышает 3,5 тонны и размещает менее 8 человек — это категория В. Если масса превышает 3,5 тонны — категория С.

Категория прав на прицеп

Буксировать прицеп можно с легковой категорией В, если масса прицепа не превышает 750 кг. Кроме того, можно буксировать прицеп массой более 750 кг, если общая масса прицепа с тягачом не превышает 3,5 тонны и тягач тяжелее прицепа.

Если общая масса автопоезда превышает 3,5 тонны, то понадобится дополнительная категория Е.

Количество пассажиров в автодоме

Помимо водителя и пассажира в кабине, в автодоме могут находиться в движении еще несколько человек. При условии, что все эти люди пристегнуты ремнями безопасности. В автодоме могут передвигаться до 7 человек.

Расход топлива

Большинство автодомов оборудованы дизельным двигателем, поэтому расход топлива составляет 10-15 л на 100 км. Автодома альковного типа расходуют больше всего топлива.

Кемпинги

Популярное мнение: «В России нет инфраструктуры для автодомов». Нельзя сказать, что ее совсем нет. Кемпинги есть, но не так много, как в Европе. Это связано со спросом. В Европе он высокий, в России пока не так много автодомов, чтобы открывать кемпинги в каждом городе. Во всех популярных туристических направлениях уже есть кемпинги.

Искать кемпинги для стоянки можно на Яндекс.Картах, гугл картах, в приложении Park4night. Если вы можете себе позволить автономку на два-три дня, можно встать в диком месте.

Безопасность

Когда мы говорим о безопасности в автодоме, то имеем в виду газовое оборудование. Из-за халатности люди взрываются в автодоме. Утечка газа может произойти в любом месте системы газоснабжения. Следует проверять оборудование на предмет возникновения утечек.

В Европе диагностика газового оборудования — обязательная процедура. Приходит сотрудник специальной службы и исследует автодом на наличие утечек.

В России нет таких служб, как и ответственности. Мы должны сами думать о своей безопасности. Есть средства, которые помогут обнаружить утечку и предупредить об опасности. Это газоанализаторы. В конце статьи дам ссылку на полезную статью о газоанализаторах.

Удобства и быт в автодоме

де брать воду, как заправлять газ, куда слить туалет, где взять электричество. Давайте разбираться по пунктам.

Вода

Заправить воду можно на мойке, заправках, например, Газпром. В небольших населенных пунктах есть колонки, либо колодцы. Однажды мы заправляли воду из шланга для полива газона. Само собой вы можете заправить воду в любом кемпинге.

Туалет

Туалет в автодоме — это биотуалет. Прежде чем им воспользоваться, его надо заправить. Существует много средств для заправки туалета, которые можно купить на обычной заправке, в автомагазине или хозяйственном отделе. Например, мы пользуемся заправкой в таблетках, которые растворяются и нейтрализуют запах. Опускаете таблетку в кассету и заливаете одним литром воды.

Туалетная кассета имеет стандартный объем — 20 литров, чтобы было не тяжело тащить к месту слива. Слить ее можно в канализацию, либо в придорожный туалет.

В больших автодомах-интегралах кассета может иметь объем 100 литров. Тогда она сливается по-другому. Есть специальный рукав, который ведет из кассеты сразу в канализацию. Процесс ярко продемонстрирован в фильме «Дурдом на колесах».

Газ

Газ необходим для работы газовой плиты, холодильника, отопления (если стоит газовый отопитель), бойлера горячей воды.

С газом все просто. Заправляется на газовых заправках. Если вы потратили только половину баллона, и хотите заправить перед поездкой до полного, на заправке чаще всего придется заплатить как за полный баллон. Пока только в Карелии в г. Сортавала мы встретили заправку, на которой учет ведется по количеству литров.
Если берете автодом в аренду, вам предоставят полные баллоны.

Электричество

Если вы путешествуете с автодомом по кемпингам, то с электричеством проблем не возникнет. Там доступно подключение к 220В. От 220В на стоянке работает все бортовое оборудование: холодильник, кондиционер, телевизор, насос, раздув тепла, кофемашина.

Для автономного путешествия вам понадобится салонный аккумулятор или солнечная панель. У нас два салонных аккумулятора. Один используем для работы салонного оборудования, к другому у нас подключен инвертор для телевизора.

Заряжать батареи можно в движении, либо от 220В. Чтобы пусковой аккумулятор не разряжался на стоянке, мы поставили переключатель, который разъединяет пусковой аккумулятор от салонного.

Как обслуживать автодом

Здесь все намного сложнее. Конечно, лучше обращаться в специализированный сервис по ремонту автодомов. Если автодом новый, достать на него детали будет проще. Если что-то сломалось, можно обратиться к каталогу Movera и заказать доставку из Германии, либо купить у дилеров в России. По каталогу мы заказывали рулонные шторы для нашего ретро-автодома.

С автодомами старшего возраста по-другому. Тут нужно либо самому хорошо разбираться в ремонте автомобиля, либо искать сервис, который согласится обслуживать такое авто.

Плюсы и минусы автодомов на колёсах

Автодома и трейлеры имеют массу преимуществ:

  • нет зависимости от турагентов, наличия свободных мест в самолётах или поездах, вам не нужно тратиться на отели, всё необходимое у вас всегда под рукой;
  • самостоятельно планируете путешествие и длительность поездки;
  • комфортный отдых, всегда можно принять душ или разогреть пищу.

Перед таким важным приобретением будущий владелец должен знать и о некоторых недостатках домиков на колёсах:

  • в первую очередь нужно отметить стоимость. Дом на колёсах пока недоступен многим автолюбителям;
  • гружёный трейлер будет потреблять довольно много топлива;
  • не все страны могут похвастаться достаточным количеством кемпингов, особенно это касается России и ближнего зарубежья.

Как выбирать автодом

Каждый из автодомов обладает определёнными достоинствами и недостатками. Перед выбором нужно изучить технические характеристики и финансовые возможности, ведь их стоимость может в разы отличаться друг от друга.

Критерии выбора Рекомендации
По жилой площади Для путешествий большими компаниями следует выбирать альковные конструкции вместимостью до 8 человек.
По проходимости Дома на колёсах обладают неплохой проходимостью,исключение составляют прицепы-палатки.
Цена Интегрированные авто стоят дорого и относятся к предметам роскоши. Для небольших путешествий в компании 2-4 человека самый оптимальный вариант – минивэн и прицеп-палатка.
Техническое обслуживание Прицепы-палатки неприхотливы в обслуживании, у них практически нет узлов, которым может понадобиться срочный ремонт в дороге, кроме колёс. Дом на колёсах – это полноценный автомобиль с дополнительной комплектацией, у них на порядок больше узлов, которым может потребоваться ремонт.

Как обслуживать дом на колесах

Если вы планируете пополнить ряды автопутешественников, нужно ознакомиться с особенностями эксплуатации автодомиков:

  1. Если вы впервые стали владельцем автодома, поездки рекомендуется сделать на недалёкие расстояния. Прочувствуйте машину, поучитесь управлять, маневрировать, ездить задним ходом, помните о «мёртвой зоне», которая находится сзади автомобиля. Дополнительно можно установить камеру заднего вида.
  2. Тормозной путь гружёного авто намного выше, чем у обычного, во время движения важно соблюдать скоростной режим и дистанцию.
  3. Все шкафчикидолжны быть закрыты, оборудование хорошо закреплено, чтобы во время резкого торможения и ускорения ничего не упало.
  4. Следите за показаниями приборов, вовремя проходите техническое обслуживание, тогда и автомобиль будет радовать вас не один год.

Заключение

Совсем не сложно видеть и понимать разницу между различными типами автодомов. Надеемся, что в скором времени официальная классификация домов на колёсах, по примеру европейских стран и США, появится и в России.

Оцените статью
Chevrolet Niva
Добавить комментарий