Электромобили в России потихоньку набирают популярность даже несмотря на то, что зарядную инфраструктуру по-прежнему нельзя назвать развитой. Причин тому сразу несколько: это и низкая стоимость километра пробега по сравнению с бензиновой техникой, и относительная простота обслуживания.
- Что представляет собой электромобиль
- Доступность электромобилей для населения
- Из чего складывается цена на электрический автомобиль?
- Nissan Leaf
- Renault Twizy
- Volkswagen E-up
- Mitsubishi i-MiEV
- Smart EQ Fortwo
- Fiat 500 e
- BMW i3
- JAC iEV7S
- Подержанные электромобили на российском рынке
- Оправдана ли покупка дешевого электромобиля
- Электромобили от отечественного производителя
- Заключение
Что представляет собой электромобиль
Электромобиль представляет собой транспортное средство, которое приводит в движение специальный электрический двигатель. Питание двигателя может происходить от нескольких источников: аккумуляторной батареи, специальных топливных элементов или солнечных батарей.
Наибольшее распространение получили модели, использующие аккумуляторные батареи, но самыми перспективными моделями, на развитие которых делают упор современные конструкторы, являются транспортные средства, работающие от солнечных батарей.
Конструкция всех видов электромобилей надежна, ведь количество использованных деталей и агрегатов минимально.
Доступность электромобилей для населения
Во всем мире электромобили получили большое распространение, растет их популярность и в нашей стране. За последний год новых автокаров было продано на треть больше, чем в предыдущем году, а продажи подержанных транспортных средств увеличились на 70%.
Однако по сравнению с мировыми показателями уровень продаж не впечатляет. Основной причиной этого является цена электромобиля. На сегодняшний день на дорогах России электромобили – большая редкость. Встречаются только некоторые марки и модели электрокаров из множества производимых в мире.
У большинства наших соотечественников электромобиль прочно ассоциируется с Tesla. Цены на это транспортное средство трудно назвать доступными, большей части населения такая покупка не по карману.
Новая Tesla Model 3 с минимальной комплектацией стоит 350 000$, что превышает цену обыкновенного автомобиля класса «С» в четыре раза.
Цена еще одной модели – BMW i3 – превышает 75 000$. Наиболее продаваемыми моделями можно назвать Nissan Leaf, цена которой около 50 000$, и Renault Twizy с наиболее привлекательной ценой в 13 000$.
Из чего складывается цена на электрический автомобиль?
Факторы, влияющие на ценообразование:
- Небольшое число выпускаемых машин. Штучный товар всегда дороже массового.
- Расходы производителя на организацию сервисного обслуживания, работу дилеров, адаптацию транспорта к особым климатическим условиям и разному качеству дорог.
- Высокая стоимость аккумулятора. Может достигать 70% от цены всего электромобиля.
- Марка, класс электрического автомобиля, страна его производства.
Самые доступные модели выпускаются в Китае и Индии.
Nissan Leaf
Не дорогая Tesla, а именно скромный хэтчбек Nissan Leaf является абсолютным лидером российской электромобильности: ему принадлежит более 80% рынка, а суммарное количество ввезенных экземпляров подбирается к 10 тыс. В подавляющем большинстве случаев это праворульные машины из Японии, зарегистрированные в основном за Уралом.
Отсюда и гигантский разброс цен — от 200 тыс. руб. за битые и/или «убитые» экземпляры до примерно миллиона за бодрые и свежие. Самое главное здесь емкость батареи и ее состояние Если ранние экземпляры даже в новом состоянии не могли проехать больше 120 км на одной зарядке, то в поздних емкость аккумуляторов увеличена с 30 до 60 кВт·ч, а запас хода достигает уже 360 км.
Естественная деградация батареи драматично снижает эти цифры: многие «Лифы» по низу рынка вряд ли способны преодолеть даже 50 км — хотя владельцам, живущим в частном секторе, и этого хватает для поездок.
К тому же, электрические «потороха» Nissan уже хорошо изучены российскими механиками, и замена аккумуляторов больших проблем не составляет. Но мы бы все равно рекомендовали начать изучение рынка с отметки в 500-600 тыс. руб.
Renault Twizy
Двухместный малыш Twizy — одна из самых маленьких машин в мире. А цена в районе €14 000 (чуть больше ₽1 200 000) делает его еще и одним из самых дешевых екарсов, по крайней мере, среди европейцев. Авто выпускают в двух основных вариантах:
- Urban 45 с максимальной скоростью в 45 км/ч;
- Urban 80, который способен разогнаться до 100 км/ч.
Проехать без подзарядки Twizy может лишь 50–80 км, поэтому подходит скорее для коротких поездок.
Volkswagen E-up
Электрифицированная версия городского авто Volkswagen Up. Этот небольшой электромобиль разгоняется до 130 км/ч и может преодолеть на одном заряде до 160 км. У второго поколения 2019 года батареи еще более емкие: объема аккумулятора хватает уже на 260 км дороги. Другие преимущества E-up — относительно тихий двигатель и хорошая управляемость.
Та же фабрика Volkswagen в Братиславе выпускает две очень похожие модели «екарсов»: SEAT Mii и Škoda Citigo. Несмотря на разные названия, все три авто мало чем различаются по характеристикам и даже внешнему виду. Схожи они и по ценовому диапазону — от €23 000 (₽2 000 000).
Mitsubishi i-MiEV
Этот смешной хэтчбек от Mitsubishi стал одним из первых электромобилей, официально представленных в России: пара сотен экземпляров была продана еще в 2013-2014 годах. Хватает и частного импорта из Японии — хэтчбеков с правым расположением руля в продаже заметно больше, чем «наших» леворульных.
При этом цены на 67-сильную заднеприводную коробочку с паспортным запасом хода в 110 км находятся в том же диапазоне, что и на Nissan: от 200 тыс. руб. за самые сомнительные экземпляры до 1 млн руб. — в этом случае продавцы заявляют полностью исправную технику и свежезамененную батарею. И все же рекомендовать i-MiEV к покупке можно только тем, для кого критически важны минимальные габариты.
Smart EQ Fortwo
Еще один двухместный электрический микрокар, Smart EQ Fortwo, соперничает с более крупными конкурентами. Предельная скорость в 130 км/ч и до 140 км пробега без подзарядки, а также улучшенная подвеска делают Smart EQ Fortwo достаточно комфортным и надежным вариантом даже для длительных поездок в окрестностях города. Стоит авто немногим более €24 500 (₽2 130 000).
Для тех, кому мало трех дверей, производитель предлагает пятидверную модель Smart EQ Forfour с дополнительными сиденьями и более вместительным салоном. Стоит она ненамного дороже — около €25 000. Fortwo выпускают и в виде кабриолета со складной крышей, способной открываться и закрываться за 12 секунд на любой скорости. Конструкция электрокабриолета в целях безопасности усилена.
Fiat 500 e
Новое воплощение классической модели. Fiat 500 e выпускают в нескольких вариантах, различающихся мощностью двигателя и емкостью батареи. Базовая версия проходит до 185 км без подзарядки, а ее цена начинается от €23 400 (около ₽2 050 000).
За более мощную модификацию с двигателем мощностью 120 л. с. и повышенным запасом хода 320 км придется заплатить чуть больше. Максимальная скорость составляет внушительные для такого доступного электромобиля 150 км/ч.
Fiat 500 позволяет выбирать между тремя режимами:
- Базовый режим назван Normal и в целом похож на вождение обычной бензиновой вариации.
- В режиме Range машина управляется всего одной педалью, а большинство функций на себя берет автоматика.
- Режим Sherpa предназначен для экономии ресурса батареи: максимальная скорость в нем ограничена 80 км/ч, а ряд функций вроде климат-контроля вовсе отключен.
BMW i3
Если хочется еще больше экзотики, есть смысл обратить внимание на нестандартный во всех отношениях электрохэтч BMW i3. На российских сайтах с объявлениями стабильно вывешено несколько десятков вариантов по цене от 1,5 до 3,5 млн руб.
За почти десятилетнюю карьеру техническая начинка «ай-третьего» неоднократно эволюционировала. Емкость аккумуляторов может составлять 22, 33 или 42 кВт·ч, мощность установленного сзади электромотора варьируется от 170 до 182 л.с., а запас хода на одной зарядке заявлен от 130 до 246 км.
Кроме того, существует версия Range Extender: 650-кубовый бензиновый генератор, сделанный из двигателя для скутера, способен добавить еще 110 км пробега, если вдруг электричество у вас уже закончилось, а дорога — еще нет.
JAC iEV7S
Самый дешевый новый электромобиль, который сейчас можно официально купить в России, стоит 2,9 млн руб. Это тоже кроссовер, тоже китайский и тоже переднеприводный — с двигателем мощностью 116 л.с. и аккумулятором на 39 кВт·ч, которых должно хватать на 280 км пробега. Дорого?
Зато только у «Джака» есть официальная гарантия производителя и сервисная поддержка. Кроме того, в продаже уже появились слегка подержанные экземпляры с хорошими скидками.
Подержанные электромобили на российском рынке
За последний год в нашей стране отмечается рост продаж подержанных электромобилей.
Лидерами на российском вторичном рынке являются:
- Различные варианты Tesla Model, имеющие запас хода до 539 км и способные развить максимальную скорость до 250 км/ч. Цена на подержанные автомобили колеблется на уровне 100000$;
- Smart fortwo eleсtric drive, оснащенные литиево-ионными аккумулятором модели с запасом хода на уровне 145 км и максимальной скоростью 125 км/ч. Средняя цена на вторичном рынке – от 2 200 000 рублей;
- Nissan Leaf – популярный хэтчбек, характеризующийся запасом хода до 250 км и максимальной скоростью 140 км/ч;
- Renault Fluence Z.E. – стильный электромобиль с батареей хорошей мощности, обеспечивающей запас хода в 185 км и позволяющей разогнать его до 135 км/ч.
Оправдана ли покупка дешевого электромобиля
При всех своих очевидных преимуществах, главным среди которых является относительно невысокая по сравнению с новыми моделями ведущих мировых производителей цена, недорогой электрокар имеет и ряд недостатков.
Очевидным слабым местом дешевого электромобиля является ресурс батареи, который не всегда обеспечивает достаточный запаса хода и не позволяет разгонять транспортное средство до хорошей скорости.
Кроме того, довольно часто более дешевые китайские модели характеризуются низким качеством сборки, быстрым износом комплектующих, слабой шумоизоляцией и невысоким уровнем комфорта.
Электромобили от отечественного производителя
«Автотор холдинг» уже объявил о предстоящем выпуске электромобилей.
Производитель анонсировал, что именно ожидает покупателей:
- Машины с востребованными видами кузова седан и кроссовер. Возможно, немного позднее будут хэтчбеки и минивэны. Если спрос среди потребителей окажется стабильным, то производитель может начать выпуск кабриолетов и купе.
- По европейской классификации авто будут соответствовать классу «B» и «C».
- В машинах будут объединяться несколько видов топлива: дизель и электричество.
Производитель планирует выпускать электромобили только на базе отечественных автозапчастей, чтобы владельцы не были зависимы от покупки импортных комплектующих.
Основной ориентир компании в целевой аудитории – малоподвижные и малообеспеченные люди, а также молодежь. Машина будет доступной по стоимости для широкого сегмента покупателей. Подробности о новых электрокарах будут проясняться с приближением к дате выпуска.
Заключение
Мировой рынок электромобилей стабильно растет: по данным Vitra, за 2020 год их в мире стало больше на 41 %. Высокая цена большинства моделей остается одним из основных препятствий на пути к всеобщей электрификации.
Впрочем, за последние несколько лет появилось сразу несколько отличных бюджетных авто на аккумуляторах. Разберемся, какие из них точно заслуживают внимания (и не только за свой ценник).