Более 60 лет прошло с появления первого снегохода. Этот аналог снежного мотоцикла нашёл широкое применение в российских условиях, где зима щедро удобряет снегом родные просторы.
И хоть изначально снегоходы использовались для транспортировки грузов и людей в труднодоступные места в зимний период, в дальнейшем они стали прекрасным средством для активного отдыха и развлечений.
Ведущие производители снегоходов
Снегоход — достаточно простое техническое устройство, но все же его надежность и качество во многом зависят от того, кто является его создателем.
Сейчас на рынке не так уж много компаний, производящих такую технику, и среди них несложно выделить определенных лидеров, чьи снегоходы точно не подведут.
- Yamaha — очень известная старинная компания из Японии, которая появилась на рынке в конце XIX века. Сейчас она — крупнейший производитель музыкальных инструментов, но создает и спортивный инвентарь, и мототехнику. Ее продукция — надежна, долговечна и работает как часы при правильном уходе.
- Ski-Doo — это бренд, принадлежащий компании Bombardier Recreational Products, под которым выпускаются именно снегоходы. В Канаде его продукция считается, пожалуй, самой популярной. На рынке — с конца 50-х ХХ века. Помимо самой техники, выпускает и костюмы для езды на снегоходе. Кстати, название бренда появилось случайно: сначала он должен был называться Ski-Dog, но в брошюре в то время случайно появилась опечатка, и бренд стал именоваться Ski-Doo.
- Arctic Cat — очень известный бренд из США, который специализируется на производстве вездеходов и снегоходов. На рынке — с 60-х годов прошлого века. Помимо снегоходов выпускает запчасти к ним и одежду для поклонников такого транспорта. В 2003 году одна из его моделей была на 3-м месте на мировом рынке по популярности.
- Polaris — еще одна компания из Америки, которая выпускает не только снегоходы, но и мотоциклы, электромобили и ряд другой подобной техники. Оказала серьезное влияние на весь мир снегоходов. История Полярис началась в 45-м году ХХ века. Тогда компания старалась придумать способы быстро добираться куда угодно по снегу и создала первый прототип снегохода.
- Тайга — российский бренд ОАО «Русская механика», продукции которого можно доверять. Выпускает снегоходы с 1997 года. В ассортименте — несколько моделей, которые имеют модификации. Например, самая популярная модель — Тайга Лидер. Есть и детская модель — Рысь. А модификация Патруль 551 SWT используется Министерством обороны РФ в арктических областях.
Лучшие снегоходы по цене/качеству
Tiksy 250 Люкс
Большинство снегоходов весят от 300 кг и комплектуются мощными двигателями с большим расходом. Но такая модель нужна не всем — для укатанных дорог рядом с цивилизацией лучше подойдет компактная и экономичная техника. Отличный пример — Tiksy 250 Люкс.
Это легкий одноместный снегоход с 20-сильным двигателем, рычажной подвеской и всем необходимым для комфорта. Он подходит для поездок на охоту, рыбалку, для развлекательной езды и даже для несложной работы: например, перевозки дров.
Мотор карбюраторный, с воздушным охлаждением, на 100 км потребляет около 15 л бензина. Емкость бензобака 28 л, так что полной заправки хватит чуть меньше чем на 200 км пробега.
Максимальная скорость снегохода — неплохие 60 км/ч. Поэтому Тикси 250 Люкс подходит и тем, кто хочет услышать свист в ушах и увидеть мелькающие деревья.
Передняя подвеска рычажная, с ходом 160 мм и лыжной колеей 875 мм. Задняя — склизовая многорычажная, с ходом 300 мм. Такого хода хватает, чтобы комфортно чувствовать себя на кочках. Гусеница размером 3170х380 мм с грунтозацепами 17.5 мм позволяет резво стартовать с места и быстро разгоняться.
А за счет небольшой ширины трака и расстояния между лыжами можно резко поворачивать и легко маневрировать среди деревьев или огибать препятствия. Этому помогает и низко расположенное сиденье — центр тяжести находится близко к поверхности, поэтому на снегоходе удобно ездить как сидя, так и стоя.
В комплектацию входят широкое и высокое ветровое стекло, багажник, электро- и ручной стартеры, спидометр и одометр, фара, и обогревы ручек руля и газа. Буксировать можно до 120 кг, так что багажа можно взять много. Из передач есть только одна передняя и электронный реверс.
BRP EXPEDITION SE 1200 4-TEC
BRP EXPEDITION SE 1200 4-TEC позиционируется как легкий туристический снегоход с небольшими габаритами, но по характеристикам больше похож на утилитарную модель. Транспортное средство имеет множество полезных функций, особенностей в сочетании с интересным дизайном, привлекательными габаритными характеристиками.
Может вполне использоваться не только как прогулочный, но и основной вид транспорта. Его часто можно увидеть в путешествиях, экспедициях, во время спасательных работ.
Представляя собой по конструкции коляску на приводных салазках, аппарат с ураганной мощностью свободно перевозит 2 человек. Транспортное средство имеет малый вес, характеризуется лучшей в своем классе проходимостью.
Мощность модели – 130 л.с., установлена топливная система EFI, гидравлические тормоза, а также превосходная, с продуманной эргономикой рулевая колонка. Впереди размещена цифровая панель, выводящая информацию на экран, включая данные спидометра, тахометра, уровня топлива, индикатора подогрева ручек.
YAMAHA VK PROFESSIONAL II EPS
Снегоход YAMAHA VK PROFESSIONAL II EPS создавался именно для Русского севера, чтобы удовлетворить основные потребности покупателей, но может использоваться и как горный транспорт. Устройство имеет мощный 4-х тактный двигатель с объемом 1049 куб. см, жидкостный обогрев, систему впрыска топлива.
Объем топливного бака составляет 44 л, чего вполне достаточно для дальних переездов. Модель 2019 года модифицирована, была изменена геометрия передней подвески и ее длина, в результате улучшена управляемость.
Гусеницы Camso® Cobra WT обеспечивают мягкое, но мощное движение. После модификации повысилась проходимость по снежным заносам, обеспечен легкий ход, снизился расход топлива.
Модель снабжена адаптирующейся EPS-системой, что также улучшает параметры безопасности, способствуя сохранению управляемости в самых сложных погодных условиях. Машина имеет улучшенную аэродинамику, протестирована в аэродинамическом тоннеле. От снега, ветра водителя защищает прочное ветровое стекло большого размера.
Sharmax SN-650 Pro
Cнегоход Sharmax SN-650 Pro является отличным представителем утилитарной техники. Строится на базе четырёхтактного мотора, большой плюс которого — экономичный расход топлива (10-12 л/100 км). Нет необходимости постоянно заливать масло, такие двигатели гораздо тише в работе.
Благодаря рычажной подвеске угол поворота меньше, а валкость больше, что на глубоком снегу — абсолютное преимущество. Данный тип подвески отличается большей конструктивной простотой и ремонтопригодностью. Стоимость замены рычага в случае столкновения с крупным препятствием в разы дешевле, чем у телескопической подвески.
Сиденье расположено так, что колени находятся ниже уровня таза, поэтому после долгой поездки легко вставать. Установлены удобные подножки: в отличие от других снегоходов, где подножки широкие для водителя, а к пассажирам сужаются. Здесь же подножка широкая по всей длине. Металлические отверстия с зубцами предотвращают налипание снега, как следствие — ноги не соскальзывают.
Есть полноценный внутренний багажник, куда можно сложить вещи, удочки и другие необходимые предметы, а также большой внешний багажник, который зачастую используется под кофр для топливных баков. На задней подвеске расположены три амортизатора, поэтому, если снегоход на каком-либо препятствии идёт на излом, они позволят пройти участок мягко.
Установлен гидравлический тормоз, а значит нет никаких закусываний, срабатывание при нажатии моментальное.
Большая часть веса распределена на переднюю часть снегохода, а значит, на задней части давление на грунт меньше, что минимизирует вероятность зарывания. Даже если снегоход зарылся, за счёт лёгкой задней части можно самостоятельно перекинуть гусянку на более твёрдый грунт и двигаться дальше.
Если снегоход начнёт перегреваться, сработает датчик температуры и заглушит двигатель, даст запуститься только после остывания.
Буран А
Модель идеально подходит, если в приоритете практичность, а бюджет ограничен. Она хороша для неспешных поездок, в том числе с тяжелым багажом.
Именно этот снегоход стал первым детищем Русской Механики еще в 70-е годы. Снегоход строится на широкой и крупной платформе, которая имеет фиксированную ширину от пассажирского места до заднего края.
Отличается необычной компоновкой — вместо двух лыж и одной гусеницы у Буранов одна длинная и широкая лыжа и пара гусениц, по 380 мм каждая. Такое устройство делает Буран очень плавным в управлении. На нем не выполнить резкий поворот и не развернуться на маленьком пятачке, но утилитарной технике это и не нужно. Взамен модель получила отличную устойчивость и проходимость — за счет того, что вес распределяется по большой площади.
Мощность двигателя составляет 34 л.с. Он оснащен воздушным охлаждением и 28-литровым бензобаком, которого с запасом хватит на честные 100 км пробега.
Модель Буран А — короткобазная: общей длиной 2700 мм, без багажника сзади. Еще Русская Механика выпускает модели с длинной базой: 3100 мм, с открытым багажником сзади.
Версия Буран А меньше стоит, меньше весит, и на ней проще разворачиваться в узком пространстве. Если же нужно взять больше груза — тогда лучше рассмотреть версию с длинной базой.
Изначально Буран разрабатывался именно как «рабочая лошадка», поэтому основной упор делается на грузоподъемность. У него есть фаркоп для крепления саней или волокуш, на которые можно грузить до 250 кг.
Из прочих преимуществ, кроме устойчивости и тяговитости — надежность, долговечность и ремонтопригодность: линейке Буран уже почти полвека, а значит, все ее узлы давно избавлены от возможных недостатков.
IRBIS TUNGUS 400
Один из лучших снегоходов в своём ценовом сегменте Ирбис Тунгус 400 по своей конструкции прекрасно подходит для перевозки грузов по пересечённой местности в зимний период. Его эффективная устойчивость достигается за счёт двух передних лыж и задней гусеницы, которые служат опорой и оптимально распределяют центр тяжести снегохода.
В передней части имеется небольшой люк, через который при необходимости можно произвести ремонт узлов двигателя или замену отслуживших свечей. Двигатель изготовлен китайским производителем автомобилей Lifan, что говорит о его надёжности и адаптивности к российским условиям.
Руль вынесен в сторону водителя, имеет функцию двух режимного подогрева и спусковой крючок дроссельной заслонки курка газа. Электронная приборная панель оснащена большим количеством режимов.
Что влияет на проходимость снегохода
Проходимый снегоход должен иметь:
- Длинную и широкую гусеницу. Для глубокого снега отлично подходят WT- и SWT-гусеницы (то есть с шириной 500 или 600 мм), и длиной около 4 м.
- Большой грунтозацеп. Чем он больше — тем глубже «вгрызается» в снег, и тем лучше от него оттолкнется. Есть снегоходы, у которых длина грунтозацепа доходит до 64-76 мм.
- Небольшой вес. Чем меньше весит снегоход — тем слабее он «давит» на снег. Поэтому для лучшей проходимости надо брать не крупные и длинные модели, а наоборот — более компактные. Еще один плюс в пользу такой техники — ее легче откапывать и доставать, если снегоход все-таки закопается в снег.
- Широко расставленные лыжи. Чем шире они расставлены — тем больше площадь, по которой распределяется вес. Также широкая расстановка улучшает управляемость, и снегоход будет меньше наклоняться при вхождении в поворот (а значит, и вес не будет сильно переноситься на одну сторону).
- Длинные и широкие лыжи. Чем шире и длиннее лыжа — тем опять-таки по большей площади снежного покрова она распределяет вес передней части снегохода. Если базовый размер не устраивает — лыжи можно увеличить, используя дополнительные накладки.
- Слабое натяжение гусеницы. В инструкции к вашему снегоходу должна быть указана настройка подвески и степень натяжки трака в зависимости от разной плотности и глубины снега. Если по-простому и коротко: чем сильнее натянута гусеница — тем быстрее поедет снегоход. И наоборот: если увеличить угол атаки передней части, гусеница будет лучше сцепляться со снегом.
- Мощный двигатель. Быстро вращать длинную и широкую гусеницу с большим грунтзацепом — слабый мотор просто не потянет.
Правда, с грунтозацепом и шириной гусеницы есть нюанс. Горные снегоходы, которые как раз заточены под глубокий снег, часто наоборот имеют очень большой грунтозацеп (до 65-75 мм) и узкий (до 410 мм) трак. Такие модели хороши на крутых склонах, где кроме глубокого нетронутого снега препятствий не встречается.
Однако они не совсем универсальны. Например, если под снегом окажется валежник или замерзшая колея, слишком длинные зацепы быстро сотрутся и выйдут из строя.
Поэтому для непроверенных маршрутов или маршрутов с переменной глубиной и плотностью снега лучше выбирать модели широкой гусеницей и с грунтозацепом в диапазоне 30-50 мм — они более универсальны, и лучше подходят для наших регионов.
Заключение
Снегоход представляет собой довольно полезную технику в российских климатических условиях. В некоторых районах в зимний период выпадает такое большое количество снега, что проехать на автомобиле или пройти пешком попросту невозможно.
Людям приходят на помощь как раз снегоходы. Однако в последнее время их начали использовать и как спортивный инвентарь, на них выполняют разного рода трюки, устраивают гоночные соревнования и так далее.