Нива Шевроле отличается надежностью и безотказностью, но, тем не менее, и ее владельцу рано или поздно приходится осуществлять ремонт того или иного узла двигателя или отдельного его узла. В частности, у многих возникают сложности с заменой прокладки ГБЦ. В настоящей статье подробно описывается весь процесс.
- Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
- Назначение головки блока
- Из чего состоит устройство?
- Функционирование ГБЦ
- Когда надо менять прокладку ГБЦ?
- Причины выхода из строя прокладки ГБЦ
- Замена прокладки – что потребуется владельцу Нивы
- Слив тосола в Шевроле
- Снятие крышки ГБЦ
- Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ
- Порядок действий при снятии ГБЦ Шеви Нива
- Заключение
Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
Свою родословную двигатель Chevrolet Niva ведет от двигателя ВАЗ 21213 объемом 1,7 л. Он имеет такой же диаметр цилиндров – 82 мм и ход поршня 80 мм. Отличия заключаются в конструкции ГБЦ (головки блока цилиндров).
Появились гидрокомпенсаторы и однорядная цепь с гидронатяжителем. Сама ГБЦ отлита из алюминиевого сплава и предназначена для крепления газораспределительного механизма, клапанов, свечей и формировании оптимальной камеры сгорания в цилиндрах. Такая головка получила индекс 21214, она выпускается с 2003 года.
Важно! ГБЦ, распредвал, механизм натяжителя в моторах ВАЗ 21214 отличаются от модификаций 21213 и 2121 и не взаимозаменяемы.
Прокладка между головкой и блоком двигателя выполняет следующие функции:
- уплотнение каналов охлаждения двигателя;
- герметизация масляного канала подачи в головку блока;
- создание в камерах сгорания оптимального давления газов и препятствие их выходу в блок.
Чтобы обеспечить надежность соединения, прокладка ГБЦ выполняется композитной с металлической основой или цельнометаллчиеской. Привалочные плоскости должны быть ровными, без царапин и раковин, допускается кривизна поверхности не более 0,1 мм.
Назначение головки блока
Данное устройство предназначается в конструкции бензиновых двигателей для выполнения следующих функций:
- Осуществление подвода горячей смеси в цилиндры;
- Отвод отработанных газов;
- Осуществляется базирование механизмов газораспределения;
- Производство камеры, в которой происходит сгорание горючей смеси и осуществление ее уплотнения;
- Осуществление динамических характеристик заряда;
- Подведение и отведение масла, которое предназначается для нормального функционирования механизма ГРМ.
Немаловажной функцией является также предоставления соответствия транспортного средства стандартам по экологичности и по характеристикам выброса опасных веществ. Таким образом, из назначения головки блока видно, что этот элемент является незаменимым в работе двигателя, а значит, и автомобиля в целом.
Из чего состоит устройство?
Выяснив незаменимость данного устройства, стоит разобраться, что же оно собой представляет, и из каких элементов состоит. Итак, головка блока на Шевроле Нива представляет собой прямоугольной формы крышку двигателя, которая изготавливается из алюминия и его сплавов.
Редко можно встретить на старых моделях чугунные ГБЦ, чаще всего они устанавливались на моторы дизельного типа.
В конструкцию крышки входят:
- коромысло клапана;
- гидрокомпенсатор;
- седла для клапанов;
- направляющие втулки;
- пружины, которые обеспечивают возврат клапанов в первоначальное положение;
- свечки зажигания;
- впускные и выпускные клапана.
Крышка со всеми вышеперечисленными деталями двигателя автомобиля Нива Шевроле называются головкой блока цилиндров.
Функционирование ГБЦ
Итак, функционирование головки обусловлено следующими действиями:
- При запуске мотора происходит толкание штанги распределительным валом.
- Штанга осуществляет механическое воздействие на гидрокомпенсатор и впоследствии на коромысло.
- Коромысло оказывает воздействие на открывающийся топливно-воздушный клапан.
- При открытии этого клапана происходит подача воздушно-топливной смеси в камеру сгорания, где она воспламеняется.
- Сгорание обеспечивается за счет наличия свечей зажигания, которые издают искру по определенному такту.
- Выпускной клапан отводит воспламенившуюся смесь в виде газов в выпускной коллектор. Цикл повторяется.
Головка блока цилиндров автомобиля Нива Шевроле рассчитана на работу четырех поршней, а, значит, и столько же камер сгорания. Функционирование ГБЦ нередко сопровождается появлением различных видов неисправностей, которые требуют как минимум скорейшего устранения.
О том, какие могут возникнуть неисправности в головке на автомобиле Нива Шевроле и как их можно устранить описано в следующем подразделе.
Когда надо менять прокладку ГБЦ?
Такую работу придётся производить в том случае, когда прокладка повреждается. Это могут быть трещины или же пробои в прокладке. При повреждении владелец авто будет наблюдать появление воздуха в охладительной системе. Об этом будет также свидетельствовать бурление тосола.
Также менять прокладку потребуется, когда не будет достаточной компрессии в камере сгорания. Прокладка может просто износиться в таком случае и уже не сможет выполнять своих функций. Также при появлении трещин антифриз будет попадать в камеру сгорания, что приведёт к нестабильной работе мотора.
Во всех перечисленных выше случаях замена прокладки будет просто необходима. Если вовремя не произвести замену, то последствия могут быть печальными.
Причины выхода из строя прокладки ГБЦ
Трещина или прогар прокладки достаточно распространенное явление на Нива Шевроле. Автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, двигатель на бездорожье работает на повышенных оборотах или с плохим охлаждением.
Температура в камерах сгорания достигает 1000°C, поэтому появление малейшей трещины приводит к скорому прогару прокладки в этом месте.
Поврежденный узел легко вычислить по следующим симптомам:
- белый пар из выхлопной трубы машины (тосол попадает в цилиндры);
- падение уровня ОЖ в расширительном бачке;
- бурление тосола в расширительном бачке;
- появление эмульсии на масляном щупе и узлах ГРМ под клапанной крышкой;
- повышение уровня масла из-за попадания тосола в картер;
- подтеки масла из-под прокладки снаружи двигателя;
- двигатель начинает троить и работать с перебоями;
- низкая компрессия в цилиндрах.
Внимание! Главная причина прогара прокладки ГБЦ – это сильный перегрев двигателя, который приводит к искривлению легкосплавной головки блока и образованию щелей между блоком цилиндров.
Завод изготовитель не регламентирует замену прокладки на Шевроле Нива. Она рассчитана на весь срок службы мотора – 125 тыс. км. Эта деталь одноразовая и заменяется новой при каждом снятии головки блока.
Демонтаж головки двигателя может понадобиться для ремонта клапанов и их седел, замене поршней, поршневых колец.
Замена прокладки – что потребуется владельцу Нивы
Для осуществления замены утратившей эксплуатационные свойства прокладки ГБЦ на Шевроле, следует подготовить набор инструментов и материалов.
Вот перечень:
- плоская и крестообразная отвертки;
- плоскогубцы;
- ключи – динамометрический, а также наборы рожковых и накидных;
- вороток с удлинителем и головки к нему (включая одну 13-го типа E-Torx);
- храповичный ключ на 38 мм.
- новая прокладка;
- нейтральный герметик;
- свежий тосол;
- наждак на 180;
- новая стопорящая шайба для распределительного вала Шевроле.
Работа по замене проводится в несколько этапов. Каждый описывается далее.
Слив тосола в Шевроле
Это первый этап, который выполняется при замене испорченной прокладки Нивы. Первоначально необходимо снять брызговик и кожух картера смазки – они располагаются в подкапотном пространстве.
Далее:
- снизьте давление в системе подачи охлаждающей жидкости путем открытия крышки распределительного бака (непременно ее после закройте – так напор тосола будет меньше);
- установите емкость не менее 9 литров под слив (он под радиатором слева);
- открутите заглушку и дождитесь, пока жидкость не выльется;
- осмотрите прокладку пробки сточного отверстия – если она изношена, то замените и ее;
- снова снимите крышку с расширительного бачка.
Теперь необходимо избавиться от тосола, оставшегося в системе охлаждения самого двигателя. Левее ГБЦ, возле узла зажигания, имеется отдельное сливное отверстие. Подставьте под него тару и отвинтите заглушку ключом на 13.
Когда жидкость вытечет – закрутите пробку радиатора и ГБЦ. В последнем случае потребуется усилие не менее 25 Н∙м.
Снятие крышки ГБЦ
Машину установите на яму или рампу. Сначала от крышки ГБЦ следует отсоединить держатели патрубка усилителя тормоза и приводного троса заслонки дросселя. Они крепятся на специальных кронштейнах на левой и правой стороне блока.
Далее 10-миллиметровым ключом отвинтите болт, фиксирующий муфты воздуховодов. Отодвиньте его в сторону. За ним отверткой немного ослабьте хомут вентиляционного патрубка картера, которым тот присоединяется к воздуховоду. Теперь 10-мм головкой отверните болты, удерживающие крышку ГБЦ. Порядок здесь не важен.
После этого снимите:
- кронштейны приводного троса дроссельной заслонки и экрана мотора;
- прижимные шайбы крышки;
- вентиляционные и воздушные шланги.
Далее остается лишь убрать крышку ГБЦ.
Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ
Особенности конструкции автомобиля Нива Шевроле позволяют снять ГБЦ без хорошего доступа снизу. Тем не менее, наличие смотровой ямы или подъемника существенно облегчает доступ к некоторым гайкам и сливному крану ОЖ. Снимать двигатель не потребуется, но пространство под капотом желательно освободить от мешающих шлангов и проводов.
Для ремонта понадобятся следующие инструменты:
- набор ключей и торцевых головок;
- мощный вороток, трещотки, удлинители;
- молоток;
- плоская отвертка;
- головка или специальный ключ на 38 для проворачивания коленчатого вала;
- динамометрический ключ;
- ключ для тормозных трубок (подходит для масляной магистрали).
Кроме стандартных инструментов может пригодиться проволока для крепления снятых деталей, ветошь, уайт-спирит или растворитель для очистки поверхностей.
Условно все работы по замене прокладки ГБЦ на Ниве можно разделить на 2 этапа: снятие всего навесного оборудования и всех электрических датчиков с головки блока, снятие механизма ГРМ и крепления головки к блоку цилиндров.
Порядок действий при снятии ГБЦ Шеви Нива
Алгоритм работ следующий. Сливаем антифриз из радиатора охлаждения и блока двигателя. Для этого на блоке выкручивают заглушку ключом на 13. Масло в этом случае сливать с картера не нужно. С аккумулятора снимаем клемму. КПП переводим в нейтральное положение.
Пока ОЖ сливается, начинаем разбирать двигатель со стороны капота. Откручиваем дроссельную заслонку, убираем трос газа, снимаем провода со свечей, отсоединяем электрические разъемы форсунок, ДПДЗ, РХХ, датчика давления масла и температуры ОЖ.
Теперь можно отсоединить все шланги системы охлаждения, идущие на термостат, радиатор отопителя и подогрев дроссельного узла. С впускного коллектора снимают шланг вакуумного усилителя тормозов.
Моторный жгут проводов и все снятые шланги отводим в сторону, при необходимости закрепляем.
Откручиваем защитный экран выпускного коллектора, ослабляем 4 гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору. Для удобства дальнейших действий приемную трубу можно снять с нижних креплений и полностью опустить под автомобиль.
На Шеви Ниве с ГУРом нам будет мешать кронштейн крепления насоса. Полностью его убирать не обязательно – достаточно открутить болты крепления и аккуратно подвесить на проволоку.
Теперь можно приступать к вскрытию двигателя. Снимаем клапанную крышку. Откручиваем специальным ключом масляную магистраль к гидрокомпенсаторам и натяжителю цепи.
Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ до совмещения меток путем проворачивания коленвала. Ослабляем натяжитель цепи и откручиваем верхнюю звездочку. Сразу фиксируем ее в этом положении проволокой, чтобы исключить перескакивание цепи и нарушение фаз.
Откручиваем 10 гаек крепления корпуса распределительного вала с подшипниками. Отворачивать нужно равномерно по всему периметру (согласно порядку затяжки в инструкции). Снимаем узел с двигателя.
Теперь открыт доступ к 10 болтам крепления ГБЦ. Срывать их нужно воротком, начиная с середины и передвигаясь к крайним болтам. Болты извлекаются со своих мест и проверяются на состояние резьбы и возможное удлинение (не более 117 мм).
Аккуратно постукивая и поддевая снизу отверткой, сдергивают ГБЦ со своего места. После чего можно снимать ее с двигателя вместе с коллекторами. Масса этого узла позволяет выполнить операцию самостоятельно.
Совет. Болты крепления распредвала и головки двигателя затянуты достаточно большим моментом, чтобы избежать их случайного повреждения, необходимо пользоваться только торцевыми головками. Посадка на шляпку болта должна быть плотной без люфтов.
После извлечения старой прокладки оцениваются возможные повреждения и износ поверхностей. Если ремонт не требуется, клапана не имеют нагара, а все размеры находятся в допуске, то можно сразу приступать к замене прокладки ГБЦ и сборке двигателя.
Заключение
Если все было сделано правильно, то замененная прокладка не будет беспокоить весь оставшийся срок службы машины, а симптомы ее прогара исчезнут. В противном случае придется обратиться в сервис для более тщательной дефектовки двигателя и выяснения причин.
В целом, самостоятельная замена прокладки ГБЦ на Ниве Шевроле по силам автолюбителям в минимальными ремонтными навыками. Основные сложности заключаются в использовании специального инструмента и грамотной оценки состояния узлов.